Русская Идея

Надобно крепко держаться православия.

Какое же оружие против духа отступления дает Св. апостол христианам Фессалоникийским? В чем заключается противоборствующий дух спасения, удерживающий совершение тайны беззакония? Апостол ответствует на это в том же послании: «Итак, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. II, 15). Для чего нужно предание? Для руководства к правильному разумению Св. Писания, Для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Св. Василий Великий говорит о сем следующее: «из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия. Ибо ежели отважимся отвергать неписаные обычаи, как будто невеликую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или паче от проповеди апостольской оставим пустое имя» (Прав. прост, катехизис, с. 6, 7).

Это-то оставление от проповеди апостольской одного пустого имени произвела в XVI столетии реформация, отвергавшая апостольское предание; а в XVII столетии раскол из-за слепой, фарисейской приверженности к мелочам в предании, оставляя главное без внимания. Оба эти направления привели, как реформация, так и раскол, к отступлению от единой Святой апостольской Церкви, которая есть СТОЛП и УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Невольно является мысль: не в те ли времена зародилось отступление, когда приблизилось освобождение сатаны от тысячелетнего заключения в бездне? Очень вероятно! Сатана за убиение Христа, осужденный, но не вверженный еще в геенну, сделался еще хуже, чем был, стал вдвое неистовствовать посредством гонений, ересей, переселения народов и, не достигнув желанной цели, воздвиг, наконец, Магомета, и разжег фанатизм его последователей, заставив их истреблять огнем и мечом Св. Церковь повсюду, где только процветало христианство. Быть может, тогда только наступил период предварительного тысячелетнего заключения сатаны, во время которого мир церковный был нарушаем сравнительно меньше и ревность ко Христу ознаменовалась в народах крестовыми походами в Св. землю. Признаком новых козней сатаны было появление непомерных притязаний римских пап, конечным результатом которых явилось желание освободиться от их ига. Это законное движение протеста против ига папства, благодаря козням сатаны, обратилось в беззаконный протест против Св. соборной апостольской Церкви и произвело реформацию, протестантизм, сектантство, со всеми атрибутами отступничества от Св. Церкви.

Иеромонах Пантелеимон,
«Начало и конец нашего земного мира.
Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса»