Св. Апостол Иоанн Богослов

9 июля 2000 года




Не все успел прочитать, однако - относительно Гога, «князя Роша, Мешеха и Фувала» (Иезекииль 38 глава) хотел бы обратить внимание на Даниила 11:36-45 (может быть, у Вас это упоминается, но я не успел заметить - трафик жесткий); не кажется ли Вам, что в свете последних событий это становится весьма и весьма интересно?

Сычев Андрей Иванович

disciples@chat.ru

ОТВЕТ:

Андрей Иванович, здравствуйте! Если я правильно вас понимаю, под «последними событиями» вы имели в виду современную войну в Югославии между Сербией и странами НАТО. Думаю, что сопоставлять с этой войной пророчество Изекииля, глава 38, и пророчество Даниила, глава 11, строки 36-45, нет никаких оснований. Дело в том, что пророчество Иезекииля, глава 38, в котором имя Гог означает Антихриста, говорит о войне в Израиле. Об этом можно, например, прочитать в толковании Архиепископа Андрея Кесарийского написанном в V веке н.э.

Архиепископ Аверкий:

«Тогда, как сказано, освобожденный из своего заключения сатана прельстит все народы и для опустошения вселенной поднимет на брань Гога и Магога. - Некоторые думают, что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения дiавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с Еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог - возвышенного или возвышение. Итак, сими именами обозначается или собрание народов или их превозношение. Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что npиидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иезек. 39, 9). Некоторые из толковников сии слова Пророка относили к битве Ассириян с Сеннахиримом при Езекии. Но событие это случилось за много лет до Иезекиилева пророчества. Иные относят к поражению народов, напавших на жителей Иерусалима, когда они, после Вавилонского плена, хотели обновить и укрепить стены города по повелению сперва Кира Персидского, а потом Дария. Относят и к войскам Антиоха, побежденным Маккавеями. Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Сие можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами, кроме войн с народами окрестными, завидовавшими их внезапному обогащению, во-вторых, потому, что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, - что в сем, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего». (Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», глава 63).

*   *   *

Что касается пророчества Даниила (11:36-45), то в «Толковой Библии» А.П.Лопухина, С.-Пб., 1910, том 7, на стр. 74, 75 сказано, что в этом пророчестве говорится о древнем сирийском царе Антиохе Епифане и о его войнах с евреями и с Египтом.

Книга пророка Даниила, глава 11

  1. И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится.
  2. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех.
  3. Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями,
  4. и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду.
  5. Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них.
  6. И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых.
  7. И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская.
  8. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним.
  9. Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих,
  10. и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему.

Тем не менее считается, что царь Антиох Епифан является прообразом для Антихриста. Поэтому эти слова Даниила можно, в принципе, также рассматривать как пророчество об Антихристе и предстоящей войне в Израиле.

Что касается современной войны в Югославии, то при всем драматизме и напряженности переживаемых нами сегодня событий, искать для них подтверждение в Библии, думаю, нет никаких оснований.

Всего доброго, Андрей Мазуркевич, 2000.07.12