Св. Апостол Иоанн Богослов

9 мая 2000 года




Было интересно и, надеюсь, полезно ознакомиться с Вашей работой. Не встречалась с книгой Иоанна Кронштадтского «Начало и конец нашего земного мира», - она интересна, разумеется, как труды святого праведного. Прихожанка Храма, на строительство коего Иоанн Кронштадтский пожертвовал «из личных средств» 30 тыс. рублей. Знаете ли? С Праздником Пасхи примите поздравления. Да подаст Господь нам истинного любомудрия, да избавимся плотского лжеименного разума.

Светлана Ассоль

ОТВЕТ:

Светлана, здравствуйте!

Книга под названием «Начало и конец нашего земного мира», которая распространяется в России с 1992 года под авторством Св. Иоанна Кронштадского, на самом деле не принадлежит ему. Я сам узнал об этом факте, к сожалению, слишком поздно. Впервые эта книга встретилось мне в самиздате в 1992 году. В Предисловии было сказано, что толкование вышло в свет в С.-Петербурге в 1904 г. под редакцией прот. Иоанна Кронштадского (Сергиев). Упоминание об авторе этой книги встречается также в книге «Россия перед вторым пришествием», 1993, стр. 315. См. также газету «Земщина» N 1, 1991 г. Впоследствии эта книга неоднократно переиздавалась и продавалась в Русской Православной Церкви либо без указания автора, либо же с указанием авторства Св. Иоанна Кронштадского.

По этой причине я ранее также указывал в моем толковании Откровения автором приводимых мною из этой книги цитат Св. Иоанна Кронштадского. Однако впоследствии я узнал, что эта книга на самом деле не принадлежит ему. В 2003 году настоящего автора этой книги установил известный церковный писатель Александр Николаевич Стрижев, которого сегодня цитируют на многих православных сайтах:

А.Н.Стрижев:

«Настоящая книга «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса» недавно была переиздана без указания места и безо всяких оснований приписана святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Приписано сочинение, которое он никогда не писал! Более того, батюшка Иоанн в одной из дневниковых записей признается: когда он прочел случайно попавшуюся книгу «Начало и конец нашего земного мира», то она ему понравилась. И даже посетовал, что не сам написал такую. Вот и все. Кто же создал этот труд? Его создателем был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон, достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Свой опыт раскрытия Апокалипсиса он издал и открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году».

Остается лишь высказать сожаление о таком странном недоразумении. Подробнее об этом читайте в статье Александра Стрижева, «Чего не изрекал Преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве».

Справка:

Стрижев Александр Николаевич (р. 1934), прозаик, литературовед, библиограф. С начала 1990-х Стрижев всецело посвящает себя духовной прозе. Преобладающими жанрами в его творчестве становятся литературный портрет, очерк, жизнеописание. Он впервые донес до российского читателя наследие выдающихся духовных писателей, которые были забыты или замалчивались многие десятилетия: А. Н. Муравьева, С. Нилуса, И. Шмелева, С. Бехтеева, В. Никифорова-Волгина, Л. Зурова, Н. Мотовилова, Н. Д. Жевахова, Е. Поселянина, А. Платонова, В. Маевского. Стрижев издал очерки и книги, посвященные церковной истории России, подвижникам веры — прп. Серафиму Саровскому, прав. Иоанну Кронштадтскому, свт. Иоасафу Белгородскому. Вышли в свет антологии Стрижева «Православное детство», «Православная икона: канон и стиль». Стрижев — автор-составитель сборников «Ф. М. Достоевский и Православие» (1997), «А. С. Пушкин: путь к Православию» (1999), «Духовная драма Льва Толстого» (1998), куда вошли статьи разных лет русских религиозных деятелей, философов, литературоведов. Материалы, собранные Стрижевым, послужили толчком к научной разработке религиозной проблематики их творчества в 1990-е.

Всего доброго. Андрей Мазуркевич