Русская Идея
КНИГА ПИСЕМ

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

Библейская хронология

1 июня 1998 года

Здравствуй, Андрей! Я подведу итог твоим рассуждениям по книге Ездры. Тот человек, который говорил слова от имени Вседержителя, которые не исполнились, - лжепророк. Я думаю так же. И нет причины далее говорить о нем. Поговорим о тебе. Из твоего предположения, что одна часть - это 1000 лет, следует вывод, что до Ездры уже прошло 9,5 x 1000 = 9500 лет. Но тогда нам необходимо признать, что летописцы Библии обманули нас. Потому что если считать года от сотворения мира, то до Ездры прошло никак не более 5000 лет.

Козюков Андрей Анатольевич

ОТВЕТ:

Андрей Анатольевич, здравствуйте.

Для начала я вам напомню, что автор первых пяти книг Библии - Моисей был одним из наиболее образованных людей своего времени. В Библии говорится, что при рождении Моисей был усыновлен дочерью Фараона и «был у нее вместо сына» (Исход 2: 10), а в Деяниях Апостолов сказано, что «Моисей был научен всей мудрости Египетской, и был силен в словах и в делах» (Деян. 7: 22).

Толковая Библия:

«Моисей получил самое высшее, доступное тогда для египтян образование. Это египетское образование состояло тогда главным образом в изучении естественных наук - астрономии, медицины, математики, а также магии. Главные представители такого образования были жрецы. В деле великого служения Моисея истине Божией внешняя мудрость должна была сделаться одним из орудий, способствовавших его успеху» (том 10, стр. 55).

Отсюда не удивительно, что Моисей писал историю допотопного периода предварительно взяв за основу исторические предания своего времени. После работ Ж. Астрюка, В. Де Витте, Г.К.Графа, Ю. Вельхаузена и других классиков библейской критики никто не оспаривает их основных выводов, что Пятикнижие Моисея имеет текстуальное соответствие с мотивами религиозно-мифологической литературы Вавилона, Египта и античного мира. В работе шотландского ученого Джеймса Джорджа Фрезера «Фольклер в Ветхом завете», 1923 г., собран этнографический и исторический материал, дающий основания утверждать, что библейские сюжеты допотопного мира во многих своих деталях в точности совпадают с древнейшими верованиями и обрядами древних и новых народов, не подвергшихся влиянию христианской культуры. Например, библейская история о потопе имеет очень точное соответствие с халдейскими преданиями о потопе.

А. П. Лопухин
«БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ»
ПРЕДАНИЯ О ПОТОПЕ

Предание о потопе распространено по всему земному шару и самая распространенность эта служит сильным подтверждением его исторической достоверности. Следы его в той или другой форме мы встречаем у народов всех частей света, хотя и с видоизменениями, объясняющимися влиянием местных условий и своеобразных воззрений различных народов. В Индии Ману спасается от потопа на корабле, который он построил по предсказаниям рыбы, и по выходе из корабля совершает образцовую жертву. В Персии Йима спасается от потопа в огороженном саду на вершине горы, где вместе с ним спаслись и представители всего живущего на земле. Известие об окончании потопа принесено ему птицей каршиптой. В Греции было два предания о потопе: в Беотии спасся от потопа в корабле Огигес, древний царь беотийский, сделавшийся родоначальником послепотопного человечества а в Фесалии - Девкалион и Пирра, корабль которых остановился на Парнасе. В Египте, где наводнение считалось благодеянием, так как от него зависело благосостояние страны, предание о потопе изменено было в том смысле, что нечестивый род человеческий наказан был язвой, истребившей его весь, за исключением немногих лиц, сделавшихся родоначальниками нового человечества. Жертвоприношение спасшихся людей и обещание богов не губить впредь человеческого рода ясно указывает на то, что под этим преданием разумеется именно видоизмененное сказание о потопе, тем более, что и главный действующий в этом событии бог (Нун, Ну) имеет звуковое сходство с именем Ноя. В Америке, именно в Мексике, предание о потопе весьма близко подходит к библейскому. Мексиканский Ной - Кокс-Кокс спасся со своею женою на корабле; для удостоверения в состоянии земли он выпустил коршуна, который не возвратился; но затем посланная колибри принесла ему ветвь с распустившегося дерева, которая и засвидетельствовала об окончании потопа. У жителей островов Фиджи существует предание, что их острова вскоре после заселения их были потоплены и все жители погибли, но боги выслали две барки, на которых спаслось восемь человек.

Но самое сходное с библейским сказанием предание халдейское. Оно давно уже было известно в передаче его вавилонским жрецом Берозом, жившим в III веке до Р.Х.; но так как можно было подозревать, что Бероз, как писавший по-гречески и в столь позднее время, мог привнести в свой рассказ и черты, заимствованные из Библии, то ему не придавали должного значения до последнего времени, когда открыт был халдейский подлинник этого предания. Именно при разборе найденной в развалинах Ниневии библиотеки известного царя Ассирии Ассурбанипала английский ученый ассириолог Джордж Смит нашел и прочитал большую поэму, в которой 11-я песнь и содержит повествование о потопе. Поэма найдена в трех копиях с обозначением, что они сделаны с древнейшего подлинника (от XVII века до Р.Х.) и таким образом свободны от посторонних влияний. Герой поэмы некий Издубар, которому его предок Ксисутр, десятый из первобытных царей (Ной - десятый из патриархов) рассказывает о том, как он спасся от потопа. Когда боги решили погубить развращенный человеческий род, то бог воды Нуа повелел Ксисутру построить корабль в 600 локтей в высоту и ширину, взять с собою своих семейных, слуг мужских и женских и все, что было необходимо для семени жизни, и войти в этот корабль. В рассказе подробно описывается, сколько пошло материалов на построение корабля, сколько запасено было провизии. Когда Ксисутр вошел на корабль и затворил за собою дверь, то открылись все источники бездны, полились дожди, продолжавшиеся шесть дней и шесть ночей, и всякая жизнь на земле погибла. Корабль остановился на горе Низир. В седьмой день Ксисутр открыл окно и выпустил голубя, но он возвратился, не найдя сухого места на земле; возвратилась и выпущенная ласточка, но выпущенный затем ворон остался на трупах и тем самым дал знать о прекращении потопа. Совершенное по выходе из корабля жертвоприношение было угодно богам и они обещали никогда впредь не губить человеческий род потопом. - Несмотря на отдельные черты различия, мы сразу видим, что здесь рассказывается о том же самом потопе, о котором повествует и Библия. Это как бы лишь другая редакция того же самого рассказа, но уже носящая признаки потемнения и извращения, и что важнее всего, всецело проникнутая политеизмом, между тем как в Библии сказание является во всей своей первоначальной чистоте и истинности.

Подробннее об этом смотрите в «Библейской истории» А.П.Лопухина, 1887 год, в разделе «Предания о потопе», стр. 385, 386. Таким образом, очевидно, что то, что мы сейчас называем "библейской историей", в древнем мире считалось историей вообще. Далее очевидно, что пророк Моисей исправил эти предания со слов Самого Бога. Однако не очевидно, что Бог диктовал ему библейскую хронологию именно по годам. Отсюда и возникают известные противоречия в библейской хронологии. Об этом можно, например, прочитать в «Библейской истории» А.П.Лопухина, в разделе «Библейская хронология», стр. 383-385.

А. П. Лопухин
«БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ»
БИБЛЕЙСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

Хронология есть один из самых спорных пунктов в Библейской истории, так как в самой Библии нет достаточной определенности в летоисчислении. Кроме того, что древнейшие тексты Библии в своих цифровых показаниях расходятся на сотни лет, в самых частностях летосчисления есть столько данных для различных выводов, что хронологи построили множество систем летосчисления, не менее 200. Главная причина такой неопределенности прежде всего могла заключаться в ошибках переписчиков св. книг, - ошибках, которые легче всего сделать именно в цифрах, так как при неразборчивости рукописи у переписчика нет возможности догадаться по контексту, как это бывает при переписке неразборчивых слов. Что такие ошибки именно были, доказательством этого служит Быт. V, 25-27 стихи, где в переводе LXX толковников говорится, что Мафусаил жил 167 лет до рождения Ламеха, и 782 года после него: "всех же дней Мафусаила было 969 лет". Но при таком определении его лет является странная несообразность, именно, что Мафусаил жил 14 лет после потопа. Ясно, что здесь вкралась ошибка, и потому в большинстве списков и переводов с греческого цифра 167 обыкновенно исправляется на 187, как это означается в русском переводе. Отсюда мы можем заключить, что хронология, как не имеющая прямого отношения к основным началам веры и нравственности, есть предмет второстепенный в Библии и точное определение ее не входило в задачу бытописателя, а предоставлено усмотрению разума и изысканиям наук.

Тщательное исследование между тем показывает, что для составления точной и полной библейской хронологии нет твердых данных не только в отдельных цифрах лет жизни патриархов, но и в самых родословных, которые не проведены с безусловной последовательностью. Так, в еврейском тексте в родословной послепотопных пaтpиapxoв пропущен Каинан, и говорится, что "Арфаксад родил Салу", между тем как по греческому тексту LXX и по свидетельству св. Луки (III, 36) Сала был внук Арфаксада и сын Каинана. Таким образом здесь нужно допустить или ошибку в еврейском тексте, или же слово "родил" понимать не в строгом смысле сыновства, а в смысле вообще потомства. Что это слово иногда употребляется в св. Писании в таком именно широком смысле, показывает Матф. 1, 8 стих, где читаем: "Иорам родил Озию"; между тем из истории известно, что Озия был не сыном Иорама, а его праправнуком (Иорам - Охозия - Иоас - Амасия - Озия). Еще неопределеннее употребление в еврейском языке слова "сын", которое часто прилагается к отдельным потомкам. Лаван в Быт. XXIX, 5 называется сыном Нахоровым, между тем как в действительности он был внуком его от Вафуила (Быт. XXI, 15 и 29). Шевуил в 1 Пар. XXIV, 24 называется сыном Гирсона, сына Моисеева, хотя жил несколько столетий спустя после него; Христос называется "сыном Давидовым", и т.д. Ввиду этого нет ничего невозможного в том, что бытописатель мог опустить некоторые звенья генеалогии патриархов допотопных и послепотопных, чтобы подвести их под известную симметрию - по десяти родов в каждой, подобно тому как это сделал св. Матфей, опуская некоторые звенья родословной Христа, чтобы подвести ее под три симметрические группы, составляющие каждая по четырнадцать родов (1, 17). Если же так, то библейская хронология не может быть определена с безусловною точностью, и определение ее может иметь значение лишь приблизительное, каковое и совершенно достаточно для главной цели библейского повествования, именно уяснения постепенного хода веры и нравственности ветхозаветного человечества, жаждавшего избавления свыше.

Но указанная неопределенность библейской хронологии отнюдь не дает места для произвольного отнесения сотворения человека на десятки и сотни тысяч лет до Р.Х., как это делают некоторые геологи, принимающие во внимание лишь показания слоев земли. Напротив, все более твердые и несомненные данные показывают, что историческая жизнь человечества восходит не далее 5-6 тысяч лет до Р.Х., как это именно и выходит приблизительно по летоисчислению LXX толковников, принятому православной церковью. Ввиду этого последнее имеет больше значения и вероятия, чем еврейское, принятое западной церковью, и к этому убеждению начинают склоняться даже западные богословы (как напр. Виругу), припоминающие, что греческое летоисчисление было принято и западной церковью, держалось в ней в течение шести веков и оставлено совсем не раньше XVI века. Разницу между этими системами летоисчисления можно видеть из следующей сравнительной таблицы (цифры означают годы до Р.Х.)


Евр.Греч. (и слав.)
Сотворение мира 40045508 до Р.Х.
Потоп 23493242
Призвание Авраама 19212040
Рождение Исаака 18972015
Рождение Иакова 18373242
Переселение в Египет17063242
Рождение Моисея 15713242
Исход из Египта 14911610

Эти цифры колеблются в исчислениях различных ученых исследователей, и для окончательного установления требуют соображения их с показаниями последующих периодов Библейской истории. Тогда исход из Египта нужно будет отнести к концу XVI века до н.э., что склоняет весы вероятности в пользу еврейского летоисчисления в этих позднейших периодах истории.

А теперь перейдем к книге Ездры:

Третья книга Ездры, Глава 14

  1. И было после тех дней, я сидел под дубом, и вот, голос вышел из куста против меня и сказал: Ездра, Ездра!
  2. Я сказал: вот я, Господи. И встал на ноги мои.
  3. Тогда сказал Он мне: в кусте Я открылся и говорил Моисею, когда народ Мой был рабом в Египте;
  4. И послал его и вывел народ Мой из Египта, и привел его к горе Синаю и держал его у себя много дней,
  5. И открыл ему много чудес и показал ему тайны времени и конец, и заповедал ему, сказав:
  6. «Эти слова объяви, а прочие скрой».
  7. И ныне тебе говорю:
  8. Знамения, которые Я показал тебе, и сны, которые ты видел, и толкования, которые слышал, положи в сердце твоем;
  9. Потому что ты взят будешь от людей и будешь обращаться с Сыном Моим и с подобными тебе, доколе не окончатся времена.
  10. Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости,
  11. Так как век разделен на двенадцать частей, и девять частей его и половина десятой части уже прошли,
  12. И остается то, что после половины десятой части.

То, что Ездра неправильно рассчитал время конца мировой истории, так это лишь означает, что он использовал еврейское летоисчисление. И я бы не торопился называть его лжепророком. Может, он искренне заблуждался ?

Всего доброго, Андрей Мазуркевич

Подписка на обновления: