Русская Идея

XXI. 1.

И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому. И увидел я новое небо и новую землю: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

И здесь говорит не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует Апостол: сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8, 21). И Божественный Песнопевец говорит: яко одежду свиеши я, и изменятся (Пс. 101, 27). - Обновление устаревшего означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин. И у нас о людях, почему-либо сделавшихся лучшими или худшими, принято говорить: «и тот, да не тот», т. е. изменился. Да замечено будет, что он, приняв изменение прежнего состояния и перемену к лучшему за некоторого рода смерть, употребил слово «преидоша» - вместо «изменились». - О море же сказал: и моря несть ктому. Ибо для чего море, когда людям не нужно будет ни плавать, ни перевозить и доставлять по нему земные произведения в отдаленные пределы? Не будет в нем нужды даже и в том случае, если б оно означало бурную и волнующуюся жизнь. Ибо во Святых не останется тогда ни малейшего смущения или страха. Сие мнение подтверждает и Василий Великий в толковании на следующие слова Исаiи: глаголяй бездне: опустееши, и реки твоя изсушу (Ис. 44, 27).

XXI. 2.

И аз Iоанн видех град Святый Iepycaлим нов сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему. И я, Иоанн, увидел Святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

Видение Святого города Иерусалима новым указывает на переход к светлости, которую получит горний Иерусалим, нисходящий к людям от высших бесплотных сил, ибо глава тех и других есть Христос Бог наш. Сей город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из Святых, о которых написано: камение Свято валяется на земли его (Зах. 9, 16). - Городом называется он как обитель Троицы, ибо, по обетованию, она обитает и ходит в нем (2 Кор. 6, 16). - Невестою же называется как прилепляющийся Владыке и с Ним совокупляющийся совершенным и неразрывным соединением, - украшенною как имеющий, по Псалмопевцу, славу и красоту (Пс. 44, 14) в разнообразии добродетелей.

XXI. 3. 4.

И слышах глас велiй с небесе, глаголющ: се скинiя Божiя с человеки, и вселится с ними: и тiи людiе его будут, и сам Бог будет с ними Бог их. И отъимет Бог всяку слезу от очiю их. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их.

С неба Святый научается, что истинная скиния есть сия. Образ ее или, точнее, предобразование образа был показан Моисею; ныне же церковь служит ее образом. В сей нерукотворенной скинии не будет ни плача, ни слез, потому что Податель вечной радости дарует всем Святым непрестающее и безконечное веселие.

XXI. 4.

И смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому: яко первая мимоидоша. И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло.

И сие по Писанию, говорящему, что оттуда отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Исаiя 35, 10). Слова: первая мимоидоша показывают, что как страдания Святых, так и гордость нечестивых получат соответствующий конец.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»