Русская Идея

XXI. 5. 6.

И рече седяй на престоле: се нова вся творю, и глагола ми: напиши, яко сiя словеса истинна и верна суть. И рече ми: совершишася. Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое, и говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Алфа и Омега, начало и конец.

Сии слова истинны, ибо произносятся самою Истиною и познаются не чрез символы, а по самым делам. - Начало и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству и как простирающий свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей.

XXI. 6.

Аз жаждущему дам от источника воды животныя туне. Жаждущему дам даром от источника воды живой.

Жаждущему правды обещает подать благодать Животворящего Духа, которую в Евангелии обещал подать верующим в Него. - Туне или потому, что не достойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися во святых (Рим. 8, 18), или что ее нельзя приобрести имением, но добрыми только делами и по человеколюбию Дающего.

XXI. 7.

Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет Мне в сына. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Побеждающий в брани против невидимых бесов получит эти блага, соделавшись сыном Божиим и наслаждаясь духовными удовольствиями.

XXI 8.

Страшливым же и неверным, и скверным и убiйцам, и блуд творящым, и чары творящым, идоложерцем и всем лживым, часть их в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов - участь в озере, горящем огнем и серою. Это - смерть вторая.

Жаждущий спасения нашего Бог благостынями и скорбями всех направляет и обращает к наследию Своих благ, представляя нашему вниманию светлость горнего Иерусалима, тьму и ужасы геенского огня, чтобы, пока есть время, делали мы добро или по желанию вечной славы, или же по страху безконечного стыда. А посему о прочих - отверженных, боязливых и слабых в борьбе с дiаволом сказано, что они будут осуждены на вторую смерть. - Да будет же, чтобы мы, умилостививши добрыми делами Подателя милости, желающего не смерти грешника, но обращения, получили Его дары, нам исходатайствованные не словесными поучениями, а делами и страданиями. Ибо для Него достаточно было удовольствоваться только обещаниями ко благому и предостережениями от злого, а затем или наказывать или удостаивать почести достойных наказания или славы. А между тем он не неудостоил и пострадать за нас, чтобы не казалось, что пренебрег чем-либо при уврачевании и исправлении нашем. Итак, да не приимем вотще благодать Божiю, но обращением и оказанием добрых дел достигнем получения обещанных благ в Самом Христе Боге нашем, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»