Русская Идея

XVI. 12.

И шестый Ангел излiя фiал свой на реку велику Евфрат: и изсяче вода ея, да уготовится путь царем сущым от восток солнечных. Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

По Божественному попущению река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга и прочих людей, которые, думаем, двинутся из Скифских пределов - места Гога и Магога, как о сем говорится далее в Откровении. А может и антихрист, происходящий от корня еврейского, из восточных стран Персидской земли, где колено Даново, вместе с другими царями и вельможами, наследовавшими царское имя, перейдет Евфрат и наведет на людей телесную и душевную смерть - на одних за веру и терпение, а на других за недостаток мужества и слабость.

XVI. 13.

И видех из уст змiя, и из уст зверя лжаго пророка духи три нечистыя, яко жабы исходящыя. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам.

Тем, что видел трех нечистых духов, вышедших из троих, он показывает, что упоминает отдельно о дiаволе, как о змiе, об антихристе, как о звере, и о лжепророке, как об отличном от них. - От сих, говорит, происходят три духа подобные жабам, по причине их ядовитости, нечистоты, скверности и наклонности лукавых духов к нечистым удовольствиям. Повелениями дiавола, антихриста и лжепророка, означаемыми под видом уст, они покажут людям, как увидим из последующего, ложные знамения и чудеса.

XVI. 14.

Суть бо дуси демонстiи творяще знаменiя: иже исходят к царем всея вселенныя, собрати я на брань в день той великiй Бога Вседержителя. Это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

Совершаемые, говорит, демонами ложные знамения возбудят уверовавших в них на брань против великого и пресветлого дня Бога, Судии живых и мертвых. В сей день богоборцы, будучи совершенно побеждены, бесполезно восплачут, оплакивая прежнее заблуждение.

XVI. 15. 16.

Се, гряду яко тать: блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его. И собра их на место нарицаемое еврейски Армагеддон. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.

Бодрствовать и хранить одежды значит быть бодрственным и неуклонно заботиться о добрых делах, которые и составляют одежды Святых; лишенный же непременно будет посрамлен как обнаженный и преисполненный срамоты. - Армагеддон означает рассечение или убийство. В том, полагаем, месте собранные и предводимые дiаволом народы будут избиты, ибо он утешается кровью человеческою. Отсюда также ясно, что мерзостно лишение риз добродетели, так как и из Евангельской притчи знаем, что не имевший их извержен был из чертога (Матф. 22, 13) и из Апостольского изречения, в котором он, толкуя о нетлении, говорит: аще точiю и облекшеся, не нази будем (2 Кор. 5, 3), т. е. от добрых дел. - Посему будем прилежно просить Господа нашего, чтобы Он здесь омыл наши душевные одежды, дабы, по слову Псаломскому, нам убелиться паче снега (Пс. 50, 9) и не услышать: друже, како вшел ecu семо не имый одеяния брачна и связанным по рукам и ногам не быть сверженными во тьму кромешную (Матф. 22, 12-13), но чтобы, по премудрому Соломону, имея во всякое время белые одежды и нося светлые, украшенные состраданием, светильники добродетельной жизни, вместе с чистым и непорочным Женихом наших душ - Христом войти в Его чертог. С ним Отцу со Святым Духом подобает слава, держава и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»