Русская Идея

XIV. 17.

И ин Ангел изыде из церкве сущiя на небеси, имый и той серп остр. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.

Ангелом великого совета (Исаiя 9, 6) называется и Христос. Но сей Ангел, как видно из последующего, есть один из сил служебных. - Вышел он с острым серпом из церкве сущiя на небеси, чтобы совершить посеченiе весьма нечестивых.

XIV. 18.

И ин Ангел изыде от олтаря, имый область на огни, и возопи кличем великим ко имущему серп острый, глаголя: посли серп твой острый и обьемли грозды винограда земнаго, яко созреша уже грозды ея. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.

Из слов «ин Ангел изыде от олтаря, имый область на огни» узнаем, что одни из поставленных над тварями Ангельских сил управляют водами, другие - огнем, иные же - другою какою-либо частью твари. А что сей поставлен над огнем, означает то, что он один из высших Ангелов и что дело его - наказывать, ибо громким голосом повелевает имеющему серп обрезать грозды земного винограда. - Гроздами означаются нечестивые и законопреступники, которые вместо вина веселья наполняют чашу гнева Божия и приносят благому делателю ярость змей и аспидов.

XIV. 19.

И положи Ангел серп свой на земли, н обере виноград земский, и вложи в точило великiя ярости Божiя. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле и бросил в великое точило гнева Божiя.

Точило ярости Божiя есть уготованное дiаволу и ангелам его место наказания; оно велико по причине множества в нем мучимых: ибо пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу (Матф. 7, 13).

XIV. 20.

И испрано бысть точило вне града, и изыде кровь от точила даже до узд конских, от стадiй тысяща и шесть сот. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Итак, вне города праведных попрано будет точило, ибо, по слову Пророка, не оставит Господь жезла нечестивых над жребiем праведных (Пс. 124, 3) и обитание их, как и образ жизни, не будет смешано. - Кровью, проливаемою от попрания осужденных, называется праведный, неизменный и нелицеприятный суд Божiй; кровь же грозда есть вино. Наполненное нерастворенным вином точило означает, что, по причине гнева Божiя, наказание, воздаваемое его достойным, достигает даже до узд их, как неистовых коней, ибо в удовольствиях и законопреступлениях они не знали границ. - По причине полного их нечестия оно проходит чрез тысячу шестьсот шесть стадий. Ибо тысяча есть число совершеннейшее; в шестисотом же году жизни Ноя, знаем мы, грех потоплен водами, а шесть потому, что нечестивыми начинаниями оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть есть знамение числа дней творения, в которые устроен мiр. Поистине вне небесного града Иерусалима место мучения, а также и тех, которые его заслужили. А что их кровь достигает даже до конских узд на тысячу шестьсот стадий, так сие образно означает, быть может, наказующих Ангелов, которые не редко в Священном Писании называются конями. Стоны ими мучимых достигают до узд, коими у Святых сил считается Божественное определение, управляющее ими при выполнении повеленнаго. У Аввакума., напр., говорится: всядеши на кони твоя (Аввак. 3, 8) и в Песни Песней: конем Моим в колесницах Фараоновых уподобих тя (1, 8). - Сие можно разуметь и иначе. Поелику вдавшиеся в наслаждения сделались неистовыми конями, то за узду они взяты будут мучениями, т. е. муками будут удержаны, ибо не знали обуздания в удовольствиях. - Чрез тысячу же шестьсот шесть стадий уразумеваем, что, по причине преисполненного зла и мерзости в делах, величайшая пропасть отделяет праведников от грешников. Десяток сотен означает множество зла; шестерица их - усердное делание греха чрез злоупотребление тварью, в шесть дней созданною, и в шестисотое лето Ноево потоплена была вся земля.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»