Русская Идея

Архиепископ Андрей Кесарийский

Толкование на Апокалипсис

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

О семи Ангелах, наводящих на людей язвы пред кончиною, и о стеклянном море, которое видел в откровении.

XV. 1.
И видех ино знамение на небеси велiе и чудно, седмь Ангел имущих седмь язв последних, зане в тех скончается ярость Божiя.
И видел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божiя.

Везде берет седмеричное число, означая тем, что дерзновенно соделанные в семь дней настоящей жизни неправды будут обуздываемы семью язвами и семью Ангелами. Будущее же житие и славу святых показывает под видом стеклянного моря.

XV. 2.
И видех яко море сткляно смешено со огнем, и победившыя зверя и образ его, и начертанiе его и число имени его, стоящыя на мори стеклянном, имущыя гусли Божiи.
И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем, и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божiи.

Стеклянное море, думаем, означает множество спасаемых, чистоту будущего покоя и светлость Святых, добродетельными лучами которой они просветятся подобно солнцу (Матф. 13, 43). - А что там смешан огонь, так сие можно разуметь из написанного Апостолом: каждого дело, каково оно есть, огнь искусит (1 Кор. 3, 13). Нисколько он не вредит чистым и нескверным, потому что, по Псаломскому изречению (Пс. 28, 7), имеет два свойства: одно - опаляющее грешных, другое, - как разумел Василий Великий, просвещающее праведников. Правдоподобно и то, если под огнем разуметь Божественное ведение и благодать Животворящего Духа, ибо в огне открылся Бог Моисею и в виде огненных языков Дух Святый сошел на Апостолов. - Гусли означают умерщвление и благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа.

XV. 3. 4.
И пояху песнь Моисея раба Божiя и песнь Агнчу, глаголюще: велiя и дивна дела Твоя, Господи Боже Вседержителю: праведни и истинни путiе Твои, Царю святых. Кто не убоится Тебе, Господи, и прославит имя Твое; яко един преподобен еси, яко вси языцы прiидут и поклонятся пред Тобою: яко оправданiя Твоя явишася.
И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един Свят: все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

И пояху песнь Моисеа. - По песни Моисеевой полагаем, что Богу возсылается песнопение от оправданных до благодати под законом, а по песни Агнца, - что праведно прожившие после пришествия Христова возносят ему непрестанное песнопение и благодарение за все благодеяния и милости, посланные Им на род наш, ибо через божественных Апостолов к познанию Своему призвал все народы.

XV. 5. 6.
И по сих видех, и се, отверзеся храм скинiи свиденiя на небеси. И изыдоша седмь Ангел из храма, иже имеяху седмь язв, облечены в ризи лняны чисты и светлы, и препоясани на персех поясы златыми.
И после сего я взглянул, и вот отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.

Здесь говорит о скинии небесной, по подобию которой Бог повелел Моисею устроить скинию земную. - Из сего, продолжает, храма вышли Ангелы, которые, по чистоте их существа, близости к краеугольному камню - Христу и светлости добродетелей, одеты в льняную одежду или, как говорится в некоторых списках, в чистый камень. - По персям опоясаны золотым поясом по причине могущества, чистоты их существа, честности и неограниченности в служении.

XV. 7.
И един от четырех животных даде седмим Ангелом седмъ фiал златых, исполненных ярости Бога живущаго во веки веков.
И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.

А что семь Ангелов от четырех животных получили семь золотых чаш, преисполненных гнева Божiя. как говорится и у Иезекииля (5, 13), сие означает, что на небесах ведение о делании сообщается, как учит великий Дионисий, от первых вторым.

XV. 8.
И наполнися храм дыма от славы Божiя и от силы Его.
И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его.

Чрез дым мы узнаем, что страшен, ужасен и мучителен гнев Божий, который, наполнив храм, в день суда посещает достойных его и прежде всего покорившихся антихристу и творивших дела отступления. Это подтверждается и последующим, ибо говорит:

XV. 8.
И никтоже можаше внити во храм, дондеже скончаются седмь язв седмих Ангел.
И никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

По сему предполагаем, что, пока Божественный гнев на нечестивых не разлучит праведников от неправедных, до тех пор Святые никоим образом не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и успокоения в храме Божием. Ибо сперва надлежит окончиться язвам, которыми воздается за грех сие заслужившим, а потом уже и Святым предоставлено будет обитание в вышнем граде. Не погрешит, думаю, и тот, кто каждую из язв отнесет к находящимся на земле при кончине ее. И Бог, как человеколюбец, чтобы уменьшить бесконечные муки в будущем, попускает и в настоящей жизни наводить карательные язвы на заслуживших или чрез Пророков Еноха и Илiю или чрез происходящие страдания от войн. - Но мы будем молить Господа, чтобы Он наказал нас отечески, а не мучительно бичевал во гневе Своем, ибо говорится: нет целого места в плоти нашей от гнева Его (Пс. 37, 4), чтобы, омывши слезами покаяния наши, оскверненные грехами, ризы, и облекшись в брачную одежду, войти нам в вечный чертог веселья Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Подписка на обновления: