Русская Идея

XIV. 14.

И видех, и се, облак светел, и на облаце седяй подобен Сыну человеческому, имея на главе своей венец злат, и в руце его серп остр. И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому. На голове его золотой венец, и в руке его острый серп.

Под облаком разумеем или облако чувственное, подобное сокрывшему от очей Апостолов Господа нашего Иисуса Христа, или некоторую Ангельскую силу, называемую так по причине ее чистоты и легкости, как говорит Псалмопевец: и взыде на Херувимы и лете (Пс. 17, 11). - Сидящiй на облаце и подобный Сыну человеческому ест Христос. - Венец на главе означает царскую власть Его над видимым и невидимым, золотой он, по причине высокой цены сего вещества у нас. - Серп остр означает кончину мiра, которую Сам Господь назвал жатвою.

ХIV. 15. 16.

И ин Ангел изыде из храма, вопiя велiим гласом седящему на облаце: посли серп твой и жни, яко приiде час пожати, зане изсше трава земная. И положи седяй на облаце серп свой на землю, и пожата бысть земля. И вышел другой Ангел из храма, и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.

Великий вопль другого Ангела иносказательно означает моление всех небесных сил, желающих видеть почесть праведных и пресечение беззакония грешных, чем отвергнется все движимое и мимоходящее и откроется твердое и пребывающее. - А что изсше трава земная, сие означает, что наступило окончательное время, когда созревшее, подобно поспевшей пшенице, и земледельцу принесшее плод в тридцать, шестьдесят и во сто раз семя благочестия удостоено будет небесных житниц.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»