Русская Идея

XIV. 9. 10.

И третiй Ангел вслед его иде, глаголя гласом великим: иже аще кто покланяется зверю и иконе его, и прiемлет начертанiе на челе своем или на руце своей: и той имать пити от вина ярости Божiя, вина нерастворена в чаши гнева Его, и будет мучен огнем и жупелом пред Ангелы Святыми и пред Агнцем. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его, и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред Святыми Ангелами и пред Агнцем.

Если, говорит, кто повинится зверообразному антихристу, и будет держаться его нечестивой жизни, и словом или делом провозгласит его богом, на что указывает делаемое на челе и руке начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений, растворенную, по праведному суду, и разбавленную не щедротами, но многообразными наказаниями. - Вином ярости называется наказание, которое есть следствие вина нечестия, опьяняющего пьющего: ибо кто чем согрешит, тем тот и наказывается.

XIV. 11.

И дым мучения их во веки веков восходит. И дым мучения их будет восходить во веки веков.

Под дымом мучения разумеется или восходящее снизу вместе с плачем дыхание мучимых, или же происходящий дым от огня, которым наказываются отпадшие. - Из того, что дым восходит во веки веков, видим, что мучения грешных также бесконечны, как вечно блаженство праведников.

ХIV. 11.

И не имут покоя день и нощь покланяющиеся зверю и образу его, и прiемлющiи начертанiе имене его. И не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание имени его.

И не имут покоя день и нощь. - О дне и ночи упоминает не потому, чтобы солнцем определялось течение будущего века, когда грешники не будут иметь покоя, но или по настоящему обычаю измерять время днями и ночами, или потому, что под днем разумеется вечная жизнь святых, а под ночью - мучения грешников, которые примут все дiавольскими делами и хулением на Христа изображавшие в себе образ зверя и напечатлевшие в своем сердце его бесчестное имя, как досточестное.

XIV. 12.

Зде есть терпение Святых, иже соблюдают заповеди Божiя и веру Иисусову. Здесь терпение Святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

Зде есть терпение Святых. - Нечестивые, говорит, подвергнутся в будущем веке вечным мучениям, а Святые здесь, в веке скоропреходящем, потерпевшие и исполнившие заповеди Божии и сохранившие веру во Христа несокрушимою, возрадуются.

XIV. 13.

И слышах глас с небесе, глаголющь ми: напиши: блажени мертвiи, умирающiи о Господе отныне. Ей, глаголет Дух, да почiют от трудов своих: дела бо их ходят вслед с ними. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.

Небесный глас не всех ублажает, но тех только, которые, умертвя себя для мiра, умирают в Господе, носят в теле своем мертвость Иисусову и состраждут со Христом. Для сих исход из тела, воистину, есть успокоение от трудов, а последствие подвигов - причина венцов и наград славы, которые многократно превосходят все, понесенные против невидимых сил, подвиги последователей Христа Бога нашего, так как, говорит Апостол, недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). - В надежде удостоиться такой славы и мы должны непрестанно взывать к Богу: «приклони сердца наши во свиденiя Твоя, отврати очи еже не видети суеты (Пс. 118, 36-37), и не вниди во суд с рабами Твоими, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142, 2), но призри на нас Твоими богатыми щедротами, ибо Твоя есть милость, и держава, и царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Аминь.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»