Выбрать шрифт:
Я, объятый Святым Духом, приобретя духовный слух, услышал в чтимый, ради воскресения, более других день Господень голос по звучности подобный трубе, «ибо во всю землю изыде вещание их» (Пс. 18, 5). - Указав под видом Алфы и Омеги на безначальность и безконечностъ Божiю, Он повелел мне о виденном поведать семи церквам, обозначая седмеричным числом, оканчивающимся в субботу, субботство, т. е. покой будущего века. Потому же, пишет великий Ириней, созданы Богом семь небес и семь Ангелов, начальствующих над прочими.
Голос, который слышал Апостол, не был чувственный, это объясняет он словом обратихся, т. е. оборотился не за тем, чтобы слышать, но видети его, ибо духовное слышание и видение означают одно и то же.- Обратившись же, говорит он далее, увидел семь золотых светильников (ниже их называет церквами), а среди них Христа, подобна Сыну человечу (Он вместе и Бог, но не простой человек!) и облеченнаго в подир, как Вышняго, по чину Мелхиседекову Apxiepeя, (Пс. 109, 4).- Был Он препоясан золотым поясом не по бедру, как делают люди для укрощения похотей (им непричастна Божественная плоть), но по груди - при сосцу, чтобы тем самым показать, что и последние меры Божественного гнева удерживаются человеколюбием и что истина опоясует завета сiи Владычнiи сосцы, которыми питаются верные.- Для означения высшего превосходства, чистоты и нескверности пояс назван златым.
Хотя для нас Он и новый, но Он древний или, правильнее, предвечный, ибо о сем свидетельствуют Его власи белы.- Очи Его, как огненный пламень, просвещают Святых и опаляют нечестивых.
Под ногами Григорий Назианзин разумеет домостроительство Божiе, ибо ноги Его суть плоть, которою сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги суть и Апостолы, как утверждение церкви. - Халколиваном врачи считают благовонный фимиам, называемый у них сильным, мужеским. Или иначе: халк (медь) означает естество человеческое, ливан (ладон) - Божеское, а совокупленные в одно слово - "халколиван" - благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще: халк означает благозвучие учения Христова, а ливан - обращение язычников, почему и повелевается прiйти невесте (Песн. 4, 8). Ноги Христовы суть Апостолы разожженные, в подражание Христу, в горниле искушений.
Совершенно правильно говорит, что голос Его - как река вод многих, ибо он один и тот же, как у Него, так и у Духа, Которым «из чрева верующих истекают реки воды живы» (Иоан. 7, 38) и во всю землю ясно проповедуют. - Семь звезд далее называет Ангелами церквей. - Обоюду острым мечем называет или нечестивых отлучение, «острейшее паче всякого меча обоюду остра» (Евр. 4, 12), или меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека. - Его лице сияет, якоже солнце не чувственным светом, но духовным: как Солнце правды. Он сияет Своею собственною силою и властью, но не как солнце чувственное, которое, будучи тварью, светит по Божьему велению и Богодарованною силою.
А когда, подобно Иисусу Навину (I. Нав. 5, 14) и Данiилу (Дан. 10, 9-10), по немощи человеческаго смертнаго естества, Апостол падох к ногам Его яко мертв, Христос укрепил, сказав ему: «не бойся, потому что Я, безначальный и безконечный, пришел не умертвить тебя, но ради вас Сам был мертв и имею ключи ада и смерти», т. е. смерти телесной и душевной.
Так как истинный свет есть Христос (Иоан., 1, 9), то обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни.- Собственно же светильниками называются церкви, как обладающие светилами, содержащими в себе, по Апостолу, слово животно (Фил. 2, 15. 16).- Светильники и свещники суть золотые по причине честности и непорочности их веры. У каждой из них, говорит Господь, предстоит Ангел Хранитель (Mф. 18 гл.). Григорiй Богослов, разумея настоящую главу, говорит, что церкви названы звездами образно - по их чистоте и светлости.