Русская Идея

Празднование Царских дней

Пророк и Царь Давид в 143–м псалме молится и воспевает Богу: «Боже, песнь нову воспою Тебе; во псалтири десятоструннем пою Тебе, дающему спасение Царем». Давид обещает воспеть Богу песнь новую и в то же время являет обещание свое исполняемым: пою Тебе. Обещанием и желанием воспеть новую песнь указывает на исполнение прежних, или обычных, песней или славословий. Воспевая песнь за спасение Царей, он благодарит Бога за Его покровительство Царям. Очевидно, что это есть торжественное молебное пение к Богу, дающему спасение Царям, то есть торжественное благодарение и прославление Бога за Его особенное покровительство Царскому достоинству и служению.

В какие же дни, или по каким случаям, совершалось это Царское молебное пение? Несомненно, в такие дни, или при таких случаях, когда открывалось особенное покровительство или промышление Божие над Царем. И нетрудно отыскать такие дни. Например, какой день был памятнее и священнее для Давида и для Царства, как не тот счастливейший день, в который Давид чрез особенное освящающее действие возведен был из обыкновенного в высокое благодатное состояние и о котором записано: «и помаза его Самуил посреде братии его: и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом»? Можно ли думать, чтобы Давид позабыл этот день, столь примечательный и решительный в его жизни? Не вероятнее ли, напротив, что он помнил оный и при каждом обращении годового круга дней встречал этот день с особенным вниманием и благоговением к Богу, с благодарением и молитвою о продолжении благопомощного осенения от Духа Господня?

А что значит, что Давид восприемлет о спасении Царей воспеть новую песнь: «Боже, песнь нову воспою Тебе, дающему спасение Царем»? Очевидно, что новые Царственные обстоятельства или события, например избавление от новых опасностей, препобеждение новых трудностей, вновь явленная Богом Царю защита и помощь, возбуждали новые мысли в уме Псалмопевца, новые чувствования в сердце, новые звуки в десятиструнной псалтири и новую песнь в обычной за Царя молитве. Так возникли и утвердились постоянные Царские праздники, как и празднования по поводу случайных Царственных событий.

Священное основание для празднования Царских дней навсегда остается неизменным в народе Божием и Церкви Божией. Бог, Который повелел Помазать Давида на Царство, не есть ли Тот Самый Бог, Которым и ныне Царие Царствуют? Несомненно, что Он Сам благословляет и освящает венчание и Помазание и наших благочестивейших Царей – Императоров. От дня Помазания Царя Дух благодати Божией носится над Помазанником. И как последующее воспоминательное празднование дня Царского Помазания связано с днем самого события, то не должно ли думать, что при каждом праздновании такого дня Дух Господень особенно призирает в сердца празднующих, чтоб по мере веры их, по искренности их благодарения за прошедшее, по усердию и чистоте молитв о будущем продлить над Царем и Царством Свое благодатное осенение, благопомощное Царю и благотворное и спасительное Царству? А посему празднование Царского дня должно быть для всех нас радостным и торжественным, и Священным. В такой день особо да одушевляемся мы любовию к Царю нашему и благоговением к Царю Царствующих. Пусть веселие движет сердца; и молитва да воздвизает души под благодатное осенение Духа Господня.

Образец частной молитвы в Царские праздники

Ты над всеми начальствуеши, Господи, начало всякого начала, и в руку Твоею крепость и власть, и в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся (1 Пар. 29,12). Благослови начало, и течение, и венец лета Царева. Дни на дни Царевы приложиши, лета его до дне рода и рода (Пс. 60, 7). Дождь Твою крепость Царю нашему и вознеси рог Помазанника Своего (1 Цар. 2, 10). Изостряй и углубляй взор мудрости его, чтоб и сокрытое нередко доброе и полезное открывать и изводить на свет; чтобы крадущееся злое издалека усматривать и на главы духов лукавствия возвращать. Восставляй неоскудно в Державе его и крепкого, и смотреливаго, и дивного советника, и разумного послушателя (Ис. 3, 2, 3), ибо спасение есть во мнозе совете (Притч. 11, 14). Возвесели благочестивейшего Царя благоденствием благоверного Царства, и благоверное Царство - благоденствием благочестивейшего Царя! Аминь и слава Богу за всё!

Святитель Филарет Московский (Дроздов),
«Христианское учение о царской власти
и об обязанностях верноподданных»