Русская Идея

Молитва о Царе

Апостол Павел в послании своем к епископу Ефесской церкви Тимофею пишет: «молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1-2). Если обратим внимание на то, в какое же время написал святой Апостол наставление это епископу Тимофею, то можем усмотреть всеобъемлющее пространство любви христианской и открыть глубокую богодухновенную прозорливость Апостола и глубоко почувствовать силу нашей обязанности молиться за Царя.

Апостол Павел преподал наставление о молитве за Царя, за сущих во власти тогда, как во всем мире не было ни одного Царя христианского; когда Цари, власти были иудейские, не верующие во Христа, или языческие, погруженные в заблуждения и пороки идолопоклонства; и приходя в соприкосновение с христианством, большею частию являлись врагами и гонителями, с намерением истребить его. Разум естественный, конечно, сказал бы, что это несообразность – молиться за людей, которые хотят вас истребить. Но любовь христианская говорит: молитесь и за сих; желайте, просите им всякого блага; может быть, в благодеяниях познают они Благодетеля Бога, познав, уверуют в Него, уверовав, умиротворятся в отношении к иным верующим в Него... а если и не так, то, по заповеди Спасителя возлюбленного – «молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» (Мф. 5, 44).

При воззрении на чуждые христианства и даже враждебные к нему расположения современных, а потому земных властей наставление Апостола о молитве за них представляет вид необычайности еще тем, что оно заповедует творить за них не только молитвы, но и благодарения. Неужели враги, враждебные действия, гонители и гонения могут быть предметом даже благодарности? Недоумение это будет устранено, если примем в рассуждение, что Святой Апостол есть не простой наставник, а наставник богодухновенный.

Христос Спаситель и всем христианам для важных случаев, когда им нужно с особенною верностию и твердостию изрещи или засвидетельствовать истину Христову, дал такое обетование: «не вы будете глаголющий, но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Мф. 10, 20). Без сомнения, дар этот в преимущественной силе и полноте дан был Апостолу – провозвестнику Христова учения для вселенской Церкви. Святой Павел пишет наставление Ефесской церкви, а Дух Святой в то же время благоизволяет чрез него написать наставление Церкви Вселенской. Павел смотрит на Церковь Ефесскую, как она есть, а Дух в нем Божий в то же время смотрит на Церковь Вселенскую, как она есть и будет. Павел видит современный мрак Царств языческих, а Дух в нем Божий провидит и более или менее показует ему будущий свет Царств христианских. Взор богодухновенного, проницая будущие веки, встречает Константина, умиротворяющего Церковь и освящающего верою Царства; видит Феодосия, Юстиниана, защищающих Церковь от ересей; видит далее и Владимира, Александра Невского и других распространителей веры, защитников Церкви, охранителей Православия. После сего неудивительно, что святой Павел пишет: «молю творити не только молитвы, но и благодарения за Царя и всех иже во власти суть», потому что будут Цари и власти не только такие, за которых надобно молиться со скорбию и утешением, но и такие, за которых, как за драгоценный дар Божий, должно благодарить Бога с радостию.

Глубокое смирение и вместе сильное желание Апостола сделать преподаваемое им наставление действенным открывается в том, что он не излагает истину равнодушно и не повелевает властию Апостольскою, а просит и умоляет, чтоб приносимы были молитвы за Царя: молю, говорит, творити молитвы за Царя. И можем ли мы не чувствовать глубоко и сильно этой обязанности, столь убедительно внушаемой нам Апостолом? Как ни отдалены мы от святого Павла временем, но кажется, что звук его Апостольского вещания громче и сладостнее должен отдаваться в наших сердцах, нежели современных Апостолу христианах Ефесской и др. церквей; ибо они со страхом, сквозь слезы, должны были молиться за Царей, чуждых христианства, угрожающих ему; а нашим отцам и нам предлежало и предлежит молиться за Царей благочестивейших, распространителей веры, защитников Церкви и охранителей Православия, – молиться с миром, с радостию и с благодарностию.

Для подкрепления своего учения о молитве за Царя Святой Апостол указывает и на ожидаемый от нее плод, а именно: «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Итак, Апостол Павел полагает, что от Царя, по молитве Церкви и Царства, Богом просвещаемого и укрепляемого, весьма много зависит наше тихое и безмолвное житие, то есть жизнь спокойная и безопасная, и не только тихое и безмолвное житие, но и житие во всяком благочестии и чистоте... Так давайте же умножим, верные чада России, умножим сердечные моления наши к Богу о благочестивейшем Государе нашем Императоре, и да благословит его благословением благостынным Сам Царь Царствующих к полной радости его и нашей, к совершеннейшему благоденствию Отечества нашего.

Святитель Филарет Московский (Дроздов),
«Христианское учение о царской власти
и об обязанностях верноподданных»