Русская Идея

О благоговейном почитании Царя

Господь, Спаситель наш повелевает нам: «воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови» (Мф., 22,21). Царь Небесный не освобождает нас от исполнения обязанностей наших к Царю земному, а Сам провозглашает эти обязанности, Сам повелевает исполнять их. От всех требуя исполнения обязанностей к Богу: воздадите Божия Богу, Он от всех требует исполнения обязанностей и в отношении к Царю: воздадите кесарева кесареви. Обе эти заповеди Господу угодно было соединить, сопоставить вместе одну с другою, без сомнения, для того, чтоб обе они были неразлучны в мыслях наших и в сердцах, чтоб мыслию о Боге мы возбуждались и укреплялись в исполнении обязанностей в отношении к Царю.

Апостол Христов Петр заповедует: «Бога бойтеся, Царя чтите» (1 Петр. 2, 17). Опять обе заповеди – об обязанностях наших к Богу небесному и к Царю земному – поставлены рядом, в непосредственном одна с другою сближении, как бы мысль о них нераздельна.

Чтоб явственнее уразуметь высокое значение заповеди Апостольской о почитании Царя, вспомним, кто и какие были Цари – современники Апостолов. В Иудее Царствовал тогда Ирод. В каких же отношениях он находился к христианству? Возложи, говорит книга Деяний Апостольских (12, 1-4), «Ирод Царь руце озлобити некия от Церкве. Уби же Иакова брата Иоаннова мечем. И видев, яко годе (угодно, приятно) есть иудеем, приложи яти и Петра, егоже и ем всади в темницу.» Ангел Божий чудесно избавил Петра из темницы и от Царя; и после того Петр проповедует заповедь: Царя чтите. Чем также наградила Петра за подвиги Апостольские держава римская? Не крестом почести, но крестом распятия.

Петр ожидал этого по бывшим примерам, был предуведомлен о том от Самого Господа; при всем том почтение к Царю он проповедует и заповедует подданным того Царя, от которого сам пострадать готовился. На чем же основывается эта заповедь? Без сомнения, она основывается на истине Божественной. Именно, заповедь Бога бойтеся ясна, непоколебима сама по себе, так как с мыслию о Боге необходимо соединяется благоговение к Богу. На этой первой заповеди необходимо утверждается вторая: Царя чтите; ибо если вы боитесь Бога, то не можете не уважать того, что постановлено Самим Богом; как же, по слову Божию, «несть власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть, и Царь – Божий слуга есть» (Рим. 13, 1, 4), то, благоговея истинно пред Богом, вы не можете не чтить усердно и Царя. Таким образом открывается, что думал Апостол, когда с мыслию о страхе Божием соединил мысль о почтении к Царю. Он хотел кратко, но при том чисто и основательно преподать учение о должности христианина, гражданина. Сказав: Бога бойтеся, изложил учение христианина и вместе положил основание учению гражданина. Сказав непосредственно затем: Царя чтите, он не только изложил учение гражданина, но и утвердил оное на незыблемом основании. Разом показал, как независимое божественное достоинство религии, так зависящее от устроения Божия достоинство Царской власти.

Если же нераздельно с великою заповедию Бога бойтеся была возвещена заповедь Царя чтите – в такое время, когда Цари не чтили истинного Бога, даже преследовали чтителей Его, то как священна, и легка, и сладостна должна быть для нас заповедь о почитании Царя теперь, когда Царь, над нами Царствующий, не только знает, исповедует истинного Бога, но и освящен Помазанием от Бога, и покровительствует истинное благочестие своею властиею, уполномочивает своим примером, ограждает законами! Да будет же неразрывен прекрасный и благотворный союз сих двух заповедей: Бога бойтеся, Царя чтите! Народ, благоугождающий Богу, достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ, чтущий Царя, тем самым благоугождает Богу, потому что Царь есть устроение Божие.

Святитель Филарет Московский (Дроздов),
«Христианское учение о царской власти
и об обязанностях верноподданных»