Русская Идея

Неприкосновенность Царской власти

Бог чрез пророков Своих заповедует: «не прикасайтеся Помазанным Моим!» (1 Пар. 16, 22). И: «касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Господня» (Зах. 2, 8). Если бы слово Божие не провозглашало неприкосновенности Помазанных Божиих, тем не менее обществу человеческому для собственного своего блага надлежало бы законом постановить и оградить неприкосновенность предержащей власти. Рассуждайте здраво и основательно.

Правительство, не огражденное свято почитаемою от всего народа неприкосновенностию, не может действовать ни всею полнотою силы, ни всею свободою ревности, потребной для устроения и охранения общественного блага и безопасности. Как сможет оно развить всю свою силу в самом благодетельном ее направлении, если его сила будет находиться в ненадеждой борьбе с другими силами, пресекающими ее действие в столь многоразличных направлениях, сколько есть мнений, предубеждений и страстей, более или менее господствующих в обществе? Как может оно предаться всей своей ревности, когда оно по необходимости должно будет делить свое внимание между попечением о благосостоянии общества и заботою о безопасности? Но когда так нетвердо будет правительство, то так же нетвердо будет и государство. Такое государство подобно будет городу, построенному на огнедышащей горе: что будут значить все его твердыни, когда под ними будет скрываться сила, могущая каждую минуту все превратить в развалины?

Подвластные, которые не признают священной неприкосновенности владычествующих, надеждою своеволия побуждаются домогаться своеволия; а власть, не уверенная в своей неприкосновенности, самою заботою о собственной безопасности побуждается домогаться преобладания: в таком положении государство колеблется между крайностями своеволия и преобладания, ужасами безначалия и угнетения и не может утвердить в себе послушной свободы, которая есть средоточие и душа жизни общественной...

От соображений гражданских возвысимся же умом к учению божественному.

Бог заповедует: «не прикасайтеся Помазанным Моим!» В этой заповеди выражается требование повиновения предержащим властям и глубокое изъяснение причин требования, убеждение к послушанию. Именно: не прикасайтеся властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо они суть Мои; не прикасайтеся, ибо они – Помазанные от Меня.

Итак, одно из глубоких оснований неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть Божий. «Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть.» Если же, таким образом, всякая предержащая власть открыто или сокровенно исходит от Бога и Ему принадлежит, как дерзнуть прикоснуться к ней? Если требуем, чтоб наше произведение было неприкосновенно для других и наша собственность ненарушима, то кто сможет безнаказанно нарушить устроение и собственность Вседержителя?

Другое священное основание неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть Помазанные от Бога. Имя Помазанных слово Божие усвояет Царям по отношению к священному и торжественному Помазанию, которое они, по божественному установлению, приемлют при вступлении на Царство. Как бы мы ни рассуждали о сем действии – значит ли оно посвящение Помазуемого Богу или освящение от Бога; созерцаем ли в сем действии таинство, приносящее Помазуемому божественный Дух и силу духовную, или только действие торжественное, полагающее на Царя несокрушимую печать избрания вышняго, во всяком случае имя Помазанника представляет лицо, запечатленное Богом, священное, превознесенное, достойное благоговения и неприкосновенное.

Достойно особенного примечания, что слово Божие называет Помазанными и таких земных владык, которые не были освящены видимым Помазанием. Так, пророк Исаия возвещает волю Божию о персидском Царе и говорит: «сице глаголет Господь Помазаннику Своему Киру» (Ис. 45, 1), тогда как Кир еще и не родился, и родясь не познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно: «укрепих тя, и не познал ecu Мене» (5). Каким образом Кир в то же время наречен Помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет это, когда предрекает о Кире чрез того же пророка: «Аз возставих его; сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит» (13). Проникни, христианин, глубокую тайну предержащей власти. Кир есть Царь языческий, не знает истинного Бога, однако Кир – Помазанник истинного Бога. Почему? Потому что Бог, «сотворивый грядущая» (11), назначил его для исполнения, Помазал дух Кира прежде, нежели произвел его на свет; и Кир, хотя не знает, кем и для чего Помазан, движимый сокровенным Помазанием, совершает дело Царствия Божия. Как могущественно Помазание Божие! Как величествен Помазанник Божий! Он есть живое орудие Божие; сила Божия исходит чрез него во вселенную, движет большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего совер­шения.

Если таким мог быть не ведающий Бога, не более ли священно величие Помазанников, которые познали Помазавшего их и дар не только прияли для других, но и для себя объяли верою, благочестием; которые Помазаны для того, чтобы с собою воцарять благочестие? О таких сугубо священных Помазанниках если бы грозная заповедь не возвещала, благоговейная любовь чувствует – касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Господня.

Благоверные россияне! Храните же внимательно, благоговейно зеницу ока Господня! Не прикасайтеся Помазанным Божиим! Заповедь Господня не говорит: не восставайте против предержащих властей, потому что подвластные и сами могут понимать, что, разрушая власть, они разрушают весь состав общества, следственно, разрушают самих себя. Заповедь говорит: не прикасайтеся – даже так, как прикасаются к чему-либо без намерения, по легкомыслию, по неосторожности; потому что случается нередко, что и в этом неприметно погрешают. Душа христианская! Ты призвана повиноватися за совесть (Рим. 13, 5), а потому, сколько возможно, не прикасайся власти ни словом ропота, ни мыслию осуждения, веруй, что «якоже возвеличится душа Помазанных во очию твоею, тако возвеличишься ты пред Господом, и покрыет тя, и измет тя от всякая печали» (1 Цар. 26, 24).

Святитель Филарет Московский (Дроздов),
«Христианское учение о царской власти
и об обязанностях верноподданных»