Русская Идея

Святитель Филарет Московский (Дроздов)

Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

Глава четвертая

Священное миропомазание и венчание Царя

Бог предопределил Давида в Царя Своему народу, и, прежде нежели настало время исполнить в действительности это предопределение, Бог хощет возвестить Давиду и его семейству о сем назначении. Исполнителем этой воли Божией избирается пророк Самуил. Что же нужно было сделать для исполнения повеления Божия? Казалось бы, нужно было только пойти и сказать Давиду слово. Нужно ли еще какое-нибудь особенное действие, и какое именно? Чудесное ли, для удостоверения Давида? Но юный пророк Давид и без чуда поверил бы престарелому пророку Самуилу, который от юности своей известен был по всему Израилю как истинный пророк Божий. Обрядовое ли нужно действие для торжественности? Но это оказалось бы преждевременным, потому что еще не действительное и торжественное воцарение Давида, только тайное предвозвещение, которое во время самого события и исполнения служило бы удостоверением о воле Божией. Но что глаголет Господь Самуилу? «Наполни рог твой елея, восстану и помажи Давида» (1 Цар. 16, 1, 12).

Если нельзя подумать, чтобы Бог соделал что-либо излишнее, бесполезное, ибо так думать было бы богохуление, надобно заключить: Помазание избранного Богом Царя было в этом случае благопотребно пред очами Божиими, посему уже одному нельзя не признать оного важным для человека. Истина еще более открывается дознается из непосредственного действия Помазания над Давидом. Какого действия? А вот какого: «и Помаза его Самуил: и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне, и потом» (1 Цар. 16, 13).

«Дух Божий ношашеся над Давидом.» Какое высокое состояние! Без сомнения, весьма благотворно оно было и для Давида, а от носившегося над Давидом Духа Божия нисходили светлые лучи в его ум, просвещая в познании, что есть истинно, богоугодно и спасительно; упадали в сердце святые искры, чтоб воспламенять его к добрым намерениям и спасительным делам; все существо его исполнялось вышнею силою, с которою он трудные дела начинал с дерзновением, совершая успешно. Ибо если бы наитие Духа Божия не ознаменовалось такими благотворными влияниями, то что могли бы значить, как могли бы сказаны мы эти слова: «ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне, и потом?»

Несомненно, что с возлиянием елея на главу Помазуемого соприсущно было наитие благодати Божией, и действие всеосвящающего Духа Божия не было бездейственным.

Если ветхозаветные священнообрядовые действия оказываются имеющими толикую важность и силу, тогда как они были только «сень грядущих» (Кол. 2, 17), то что же нам надо думать о духовных таинственных учреждениях нашей Новозаветной Церкви Христовой, в которой живоносные токи Духа Святаго, обильно и торжественно излиявшегося на апостолов, текут непрерывно, орошают все исполнение ее, «яко Иисус уже прославлен» (Ин. 7, 39)? Не больше ли еще важны, не более ли преисполнены благодати сии учреждения?

По чину Христовой Православной Церкви, священнодействие венчания на Царство начинается тем, что Церковь предлагает благочестивейшему Императору произнести во всеуслышание православное исповедание веры. Что это значит? Это значит, что Церковь сама основана непоколебимо на камени веры и желает Царское достоинство и благословенное Царствование утвердить непоколебимо на камени веры. Поистине, если Господу нашему Иисусу Христу, владычествующему над всем по Божеству и вследствие заслуги спасительного страдания и воскресения новым образом как Богочеловеку дадеся, по собственному изречению Его, «всяко, власть на земли, как на небеси» (Мф. 28, 18); если Он, по слову Тайновидца, есть Князь Царей земных, то, по сему самому, земные Царь и Царство могут быть истинно благословенны и благоденственны, когда они угодны Небесному Царю и Его Верховному владычеству; угодны же Ему могут быть несомненно только тогда, когда право исповедают и деятельно хранят веру, которая есть сила, и средство, и цель Его Божественного владычества. И сию истину деятельно исповедует благочестивейший Самодержец наш торжественным исповеданием Символа святейшей веры Христовой.

Далее весь чин Царского венчания святая Церковь как облаком духа облекает, как благоуханием священного кадила исполняет – обильною молитвою. Каждое восприемлемое Царем знамение величества – порфиру, венец, скипетр и державу – она осеняет божественным именем Пресвятой Троицы. Чтобы усвоить Царю более внутреннее, таинственное освящение, она священным Помазанием полагает на главу Государя печать дара Духа Святого. И, наконец, Церковь приближает его к самой трапезе Господней и на великий подвиг Царствования укрепляет божественною пищею – Тела и Крови Господних.

Представляя сие сколь священное, столь же и величественнейшее зрелище, кто не помыслит с благоговением, как велико поистине значение Православного Царского Величества! Оно осенено, объято, проникнуто освящением свыше – Господом. Да слышатся и здесь оные древние пророческие от лица Божия гласы: «вознесох избранного от людей Моих; елеем святым Помазах его; истина Моя и милость Моя с ним! »(Пс. 88, 20, 21, 25).

Подписка на обновления: