Русская Идея

Наследственность Царской власти

Книга псалмов: «клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» (Пс. 131, 11). Клятвы об истине свидетельствуемого или обещаемого и человеки, в мыслях и поступках своих основательные, не употребляют расточительно и без нужды, а берегут ее для дел особой важности, ограждения и утверждения такой истины, которая требует ограждения от недоумений. Кольми паче Бог, Которого слово и без клятвы самодостоверно, если достоверность его подтверждает еще и клятвою, то, конечно, этим указывает как на особенную важность предмета клятвы, так и на преимущественную потребность, благотворность несомненного удостоверения о том.

При таком понятии о клятве мы должны признать, что когда клятся Господь Давиду истиною, т.е. истину Своего слова утвердил клятвою, дополняя, что он не отвержется ея – не однократно исполнит Свое слово, но сохранит на продолжение времен, этим самым указывает на предмет клятвы важный, благопотребный и благотворный. Какой предмет? Наслед­ственность Царской власти – от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.

Из такого представления дела вытекают нижеследующие истины (или догматы):

1. Бог посаждает Царя на престоле: Царская власть – Божественное учреждение.

2. Бог посаждает на престоле Царевом от плода чрева Царя, что подразумевает Божественное установление Царской власти, а также её природную Наследственность.

3. Царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу (как и избранной фамилии), о чём свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а также и другое Божественное изречение: «вознесох избранного от людей Моих» (Пс. 88, 20).

4. Царская наследственная власть есть и для народа важный и благотворный дар Божий. Благость Божия беспристрастна, и премудрость Божия всеобъемлюща; а потому если Бог дает Царю дар, от которого должна зависеть судьба всего народа, то, без сомнения, Господь дает сей дар, провидя и предустрояя тем самым благо для своего народа.

Вот каковы коренные положения, или догматы, Царского и государственного права, основанные на слове Божием, утвержденные властию Царя царствующих и Господа господствующих, запечатленные печатию клятвы Его. Да будет благословенно имя Господне от всех россиян, что этот благотворный и счастливейший для отечества дар Божий – наследственность Царской власти – дарован России при самом призвании и возникновении ее к исторической жизни, свято, иногда чудесно был охраняем в течение истекшего 1000-летия и неизменно передан в священное наследие наступившему, новому 1000-летию.

Но да будем внимательны и да не будем беспечны! По неисповедимым Всевышним судьбам Божиим, совершающим праведную казнь над грешным миром, уже наступила пора, когда, по предречению пророков Божиих (1 Тим. 4, 1–3; 2 Тим. 3, 4 и проч.), дух времени усиливается и готов уже поколебать и затмить всякую религиозную Божественную истину и всякую истину государственную и семейственную, всякую жизненную истину.

Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Береги, Россия, и воздвигай сильнее твой внутренний, домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, «тьма покрывает землю, и мрак на языки» (Ис. 60, 2); «шаташася языцы, и людие поучишася тщетным» (Пс. 2, 1). Перестав утверждать государственные постановления на слове и власти Того, Кем Царие царствуют, они уже не умели ни чтить, ни хранить Царей. Престолы стали не тверды и народы объюродели. Не то чтобы уже совсем не стало разумевающих, но дерзновенное безумие взяло верх и попирает малодушную мудрость, не укрепившую себя премудростию Божиею. Из мысли о народе они выработали идол, не хотят понять даже той очевидности, что для столь огромного идола недостанет никаких жертв. Мечтают пожать мир, когда сеют мятеж. Не возлюбив свободно повиноваться благотворной и законной власти Царя, они принуждены раболепствовать пред дикою силою скопищ своевольных. Так твердая земля превращается там в волнующееся море народов, которое частию поглощает уже, частию грозит поглотить учреждения, законы, порядок и общественное доверие, довольство и безопасность. Но благословен запрещающий морю (Мф. 8, 26). Для нас еще слышен в происходящих событиях Его глас, «до сего дойдеши, и не прейдеши» (Иов. 38, 11). Крепкая благочестием, самодержавная Россия стоит твердо, спокойно, подобно каменной скале, у подножия которой ...сокрушаются волны моря. Она спокойна, потому что Державная рука Помазанника Божия держит ее мир, и сугубо спокойна, потому что это мир не дремлющий, а бодрствующий с оружием против ненавидящих мира.

«С нами Бог!» – да взывает каждый из нас заедино с самодержцем нашим. С нами Бог благодатию Православной веры и благодатным даром благословенного Наследственного самодержавия. Да пребываем и мы с Богом чистою верою, достойною веры жизнию, непоколебимою верностию Богом дарованному Царю, соответственным единодушием!

Святитель Филарет Московский (Дроздов),
«Христианское учение о царской власти
и об обязанностях верноподданных»