Русская Идея

Единодержавие - Самодержавие Царя

Как небо, бесспорно, лучше земли и Небесное лучше земного, то так же бесспорно лучшим на земле должно быть признано то, что на ней устроено по образу Небесного, как и сказано было боговидцу Моисею: виждь, да сотвориши вся по образу, показанному тебе на горе (Исх., 25, 40), т.е. на высоте боговидения. Согласно с этим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле Царя; по образу Своего небесного Вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле Царя Наследственного.

Не вдадимся в область умозрений и состязаний, где некоторые люди, неизвестно, более ли других обладающие мудростию, но, конечно, более других доверяющие своей мудрости, - работают над изобретением и постановлением лучших, по их мнению, начал для образования и преобразования человеческих обществ. Уже более полувека образованнейшая часть рода человеческого по местам, по временам видит их преобразовательные усилия в самом действии; но еще нигде и никогда не создали они тихого и безмолвного жития, какое словом Божиим поставлено во всегда желаемый образец земного человеческого благополучия (1 Тим. 2, 2). Они умеют потрясать древние здания государств, но не умеют создавать ничего прочного. Внезапно, по их чертежам, составляются новые правительства, но так же внезапно уничтожаются. Они тяготятся отеческою и разумною властью Царя и вводят слепую и жестокую власть народной толпы и бесконечные распри искательной власти. Они прельщают людей, уверяя, будто ведут их к свободе, а на самом деле - влекут их к своеволию, чтобы потом полноправно низвергнуть их в угнетение.

Надежнее самодельных умствований должно учиться Царственной истине из истории народов и Царств, и особенно из достоверной истории, писанной не страстьми человеческими, а святыми пророками Божиими, т.е. из истории древле избранного и богоправимого народа Божия. Эта история показывает, что лучшее и полезнейшее для человеческих обществ обыкновенно делают не люди, а человек, не многие, а один. Какое правительство дало еврейскому народу государственное устройство и законы? Это сделал всего лишь один человек - Моисей. А какое правительство распоряжалось завоеванием обетованной земли и распределением на ней племен народа еврейского? Один Иисус Навин.

Во времена Судей - они спасали от врагов и зол целый народ. Но т.к. власть Судей была не непрерывная и пресекалась со смертию каждого Судии, то, с пресечением единоначалия, народ приходил в расстройство, благочестие оскудевало, распространялись идолопоклонство и повреждение нравов; а затем последовали бедствия и порабощение иноплеменниками. Объясняя эти нестроения и бедствия в народе священный бытописатель записал так: «в тыя дни не бяше Царя во Израили; муж, еже угодно пред тима его, творяше» (Суд. 21, 24). Потом вновь явился один, с силою молитвы и дара пророческого, Самуил, и народ огражден от врагов, беспорядки прекращены, благочестие торжествовало.

Потом, для непрерывного единоначалия, Бог в народе Своем поставил Царя. И такие Цари, как Давид, Иосафат, Езекия, Иосия - образцы того, как успешно самодержавный Государь может и должен прославлять Царя Небесного в земном Царстве человеческом и вместе с тем - утверждать и охранять истинное благоденствие в народе своем.

Были и не такие Цари, когда отступали от Бога и предавались идолопоклонству.

И во времена новой благодати Всепромыслитель Бог благоволил призвать единого Константина, и в России - единого Владимира. Они апостольски просветили языческие царства светом Христовой веры, утвердив незыблемые основания истинному величию.

Благо народу и государству, в котором единым всеобщим, вседвижущим средоточием, как Солнце во вселенной, стоит Царь, свободно ограничивающий неограниченное самодержавие своё волею Царя Небесного и мудростью яже от Бога, а также искренней любовию к своему народу, великодушием, желанием общего блага, вниманием к благому совету и уважением к законам предшественников и к своим собственным законам, и в котором отношения подданных к Верховной власти утверждаются не на вопросах, ежедневно возрождающихся, и не на спорах, никогда не кончаемых, но на свято хранимом предании праотеческом, на наследственной и благоприобретенной любви к Царю и своему Отечеству, и еще глубже - на благоговении к Царю царствующих и Господу господствующих.

Всепромышлителю Господи! Ты дал сей дар Великой и верной Тебе России! Нам же всем остается благоговейно хранить и деятельно возвращать сей дар Твой, и благодарить вседушевно за оный и молить: утверди. Боже, cue, еже соделал ecu в нас! (Пс. 67, 29).

Святитель Филарет Московский (Дроздов),
«Христианское учение о царской власти
и об обязанностях верноподданных»