Русская Идея

1.1. Божественное установление Царской власти

Слово Божие возвещает христианам, а в лице их и всем народам и всему человечеству: «несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13, 1).

Благоговейному и беспристрастному изыскателю нетрудно дознать и уразуметь, каким это образом власть, по учению слова Божия, происходит от Самого Господа Бога.

Откуда это множество людей, соединенных религиею, законом, языком, обычаями, которое называют народом? Очевидно, что множество это народилось от некоего меньшего племени, а племя произошло от семейства. Итак, в семействе, собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и воз­росло в великом семействе, которое называют государством. Следственно, в семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом и в большом семействе – государстве. Именно: отец, который по естественному дару Божию имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни своей сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно-подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то нам и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно, и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге – Творце человека. Из Него, во-первых, по слову Божию, «всяко отечество на небесех и на земли именуется» (Еф. 3, 15); потом, когда сыны сынов разродились в народ и в народы и из семейства возросло государство, необъятное для естественной власти отца, – Господь дал этой власти новый, искусственный образ и новое имя в лице Царя (Государя), и таким образом – «Его премудростию Царие Царствуют» (Притч. 8, 15); и далее, сколько бы ни продолжались и ни размножались народы, как бы ни изменялись их государства, всегда, посредством вседействующего Промысла, «владеет Вышний Царством человеческим» (Дан. 4, 22).

Во времена неведения, когда люди забыли Творца своего и общества человеческие не познавали своего Владыки, Бог – вместе с другими тайнами Своими – и тайну происхождения предержащей власти даже чувственным образом представил пред очи мира в избранном для сего народе еврейском, а именно: в патриархе Аврааме чудесно вновь сотворил Он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и Царство; Сам Он воздвигал Судей и Вождей сему народу; Сам Царствовал над сим Царством (1 Цар. 8, 7); наконец Сам воцарил над ним Царей, продолжая и над Царями чудесные знамения Своей Верховной власти. Посему Бог и называется «Царь Царствующих и Господь господствующих, Имже Цари Царствуют. Вышний владеет Царством человеческим и ему же восхощет даст е. Господне есть Царствие и Той обладает языки» (Пс. 21, 29). «В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней» (Сир. 10, 4). Может быть, скажут, что все это было во время теократии, т.е. Богоуправления, а что теперь иные времена. Никто, конечно, не станет спорить, что времена меняются и нынешний год уже другой, не тот, который прошел. Но разве какие-нибудь иные времена имеют иного Бога? Разве Бог когда-нибудь отрекся от Богоправления над миром и человеческим родом, и преимущественно над теми Царствами и народами, в которых преимущественно заключено и распространено или которым особенно соприкосновенно Его духовное Царство, то есть истинная вера и святая Церковь? Если думают, что Богоправление ограничено было лишь временами Ветхого Завета и кончилось с началом времен христианских, как будто христианский мир уже не нуждается в управлении Божием, то, напротив, должно сказать, что с Ветхим Заветом окончился только прежний, более частный и чувственно-образный вид Богоправления и в то же время начался новый, более общий и духовно-образный вид... В Ветхозаветном откровении Бог Отец рек воплощаемому Сыну Своему: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» (Пс. 2, 8). И по Новозаветному откровению Иисус Христос есть «Князь Царей земных» (Апок. 1, 5). Князь Царей, конечно, не по бездейственному и тщеславному имени, но по действительной власти и действию сей власти.

Святитель Филарет Московский (Дроздов),
«Христианское учение о царской власти
и об обязанностях верноподданных»