Русская Идея

Михаил Назаров

Вождю Третьего Рима

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

О христоподражательном подвиге Новомучеников и о Воскресении России

В чем же потерпел поражение сатана в России?

Мы уже сказали, что православная Россия была сокрушена силами зла не столько по великим грехам русского народа и не только по его грехам (ведь у других народов грехи были гораздо бόльшими – они и стали инструментами для атаки мiрового зла на Россию). Более того: годы революции и длительное сопротивление русского народа антихристианской власти (какого не было в других народах, подпавших под такую власть) свидетельствуют, что наш народ сохранял в себе миллионы верных христиан и жертвенных подвижников, которых эта власть и уничтожала в первую очередь. Это была главная часть той попытки духовного убийства России, которое стремились совершить большевики: уничтожить в ней самое лучшее.

Таким образом, несмотря на свое падение, именно Россия и в ХХ веке оказала наибольшее духовное сопротивление установлению царства антихриста. Поскольку она – особая страна в Божием замысле, то и революция в ней дала незапланированные антихристианскими силами результаты, отодвинув, казалось, уже неминуемый конец истории. Революция в своем развитии явила сонм Новомучеников Российских, которые во главе с Царской семьей молятся о России. Они молят Бога продлить время для опамятования нашего народа, надеясь, что он все же успеет сделать должный вывод из катастрофы, очистит русскую землю от оскверняющих ее революционных идолов и символов, созовет Всероссийский Земский Собор и в своей возрожденной государственности вернется к Закону Божию, – чем покажет и другим народам последнюю возможность выбора между силами добра и зла перед концом истории.

Кто-то спросит: почему же Господь Бог попустил сатанинским силам убить этих лучших русских людей, начиная с семьи Помазанника, а не помог им в земном сопротивлении силам зла? Этот вопрос граничит с другим, на который нам уже дан ответ: почему Бог Отец попустил силам зла распять Своего Сына – лучшего и совершеннейшего Человека, Богочеловека? Потому что народ был не готов сознательно следовать за Его Истиной. Поэтому Христу предстояло именно таким "немощным" способом победить мощное зло для спасения всех людей к Истине – через Свое чудесное Воскресение из мертвых. Так, несмотря на временное торжество при распятии Христа, зло в результате потерпело поражение, в том числе и в организации земной жизни человечества на "тысячу лет", в течении которых сатана оказался скован, ограничен в своем воздействии.

Подобный ответ следует искать и в вопросе о принесении большевиками в жертву сатанинскому эксперименту лучшей части русского народа. Говоря об этом, священномученик Иоанн Восторгов указывал на то, что жертва требуется «для искупления прегрешений народа и для пробуждения его к покаянию... А в жертву всегда приносится именно лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества». Именно лучшему было суждено выполнить главную цель такого жертвоприношения – спасение других через пробуждение их к покаянию за то, что они своими грехами частично виноваты в таких жертвах самого чистого и достойного, что имелось в нашем народе. Через пробуждение желания восстановить в наше время такое же достоинство и чистоту из преклонения перед теми нашими собратьями, которые принесли себя в жертву ради нас.

Как и самопожертвование Христа, этот христоподражательный духовный подвиг лучшей части русского народа не может остаться лишь личным делом и подвигом принесенных в жертву людей – он имеет спасительное значение для всех живущих ныне, которые ощущают свое духовное единство с Новомучениками. Святые Мученики – как и все святые – имеют возможность оказывать свою помощь членам Церкви на земле и с особою силою молят об этом Божественную Троицу, Матерь Божию, всех великих святых и весь ангельский мiр. Особое место среди Новомучеников занимает Государь Николай II. Если в Послании апостола Иакова подчеркивается: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16), – то какой же огромной духовной силою должна обладать жертва и молитва праведного Помазанника Божия для тех, кто обращается к ней! Ведь его помазанничества даже после насильственного отрешения от престола никто отменить не мог.

Тем самым принесение Новомучеников Российских в жертву силами зла дало русскому народу в предапокалипсическом ХХ веке невиданное в мiре духовное оружие для последнего утверждения добра в своей среде и на своей земле. Ибо их победа – это наша общая победа, поскольку ныне живущие едины с Новомучениками как члены одного вневременнόго церковного тела. Их подвиг должен быть лишь воспринят нами сознательно, в молитвенном соединении с ними. От нас для этого требуется гораздо меньше усилий, чем требовалось им для их подвига.

Часть русского православного народа давно осознала это и в отечестве, и в рассеянии. Поэтому русское зарубежье по настоятельным просьбам православных людей в тогда еще коммунистической России в 1981 году прославило Новомучеников Российских во главе с Помазанником Божиим. По их молитвам богоборческая власть в Отечестве вскоре после этого стала разрушаться и прекратила существование. Но политически ведущая часть народа – от которой зависит дальнейший ход событий – еще не осознает ни полного смысла происшедшего, ни своей огромной ответственности.

Спасительное восприятие подвига Новомучеников Российских может быть осуществлено только при условии четкого и покаянного перед Богом разделения сил добра и зла в наступающем последнем апокалипсическом отрезке нашей истории. И без попыток оправдания наших (и наших предков) грехов, падений и компромиссов с силами зла – иначе каждое из таких оправданий умаляет и оскорбляет подвиг Новомучеников, лишает нас их небесной помощи и продлевает российскую катастрофу в новых и новых видах.

*   *   *

Итак, если лучшая часть русского народа взошла в ХХ веке на свою Голгофу, уподобившись Христу–Искупителю – то мы знаем, что после распятия было и Воскресение, и явление Христа во плоти ученикам на короткое время для последнего земного свидетельства истинности и смысла происшедшего. Хочется надеяться, что в продолжении этого искупительного подвига Новомучеников Российских и России суждено чудесное воскресение для свидетельства Истины всему мiру. В сохранении этой возможности для России – смысл затянувшихся страданий нашего народа.

Известное явление иконы Державной Божией Матери с царскими регалиями в день отречения Государя Николая II многие церковные авторы (профессор И.М. Андреев, архимандрит Константин [Зайцев], протоиерей Александр Киселев) истолковали как перенятие Божией Матерью на Себя Царской власти – до времени опамятования и покаяния России. После этого «Русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?»[16].

То, что наш народ найдет в себе достаточно сил для этого, еще в начале ХIХ века предсказывал преподобный Серафим Саровский: будет страшная революция в России, «превышающая всякое воображение человеческое... Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе»[17]. По свидетельству учителя царских детей Ч.С. Гиббса, ставшего впоследствии на Западе православным монахом, Государь Николай II сам говорил ему об этом предсказании преподобного Серафима и верил в него.

Это же предсказывали и святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Анатолий и Нектарий Оптинские, старец Алексий Зосимовский, старец Варнава из Гефсиманского скита, иеросхимонах Аристоклий Афонский, архиепископ Андроник Пермский и другие подвижники. В русской эмиграции – архиепископ Феофан (Быстров), архиепископ Серафим (Соболев), святитель Иоанн Шанхайский, иеромонах Серафим (Роуз). Неужели столько святых и высокодуховных людей могли ошибаться в своем понимании смысла российской катастрофы?

Веря в их пророчества, мы должны, однако, помнить слова Господа: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот... обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иерем. 18:7.10; курсив наш). История с Ниневией (Ион. 3) подтверждает, что все зависит от поведения людей: если мы сможем покаяться в своих грехах и вернуться к Истине – земная история продолжится. Если Россия будет и далее скользить вниз – то конец истории наступит скоро. Потому что Господь может продлить историю, лишь если только будет ради кого.

*   *   *

С конца ХХ века, после падения коммунистического режима, в России происходит поляризации общества в виде двух противоположных процессов – разрушительного и восстановительного – в точке пересечения которых определится территория, геополитическое влияние и продолжительность существования Третьего Рима при его возможном восстановлении.

Правительство посткоммунистической РФ открыто провозгласило своей целью слияние с апостасийной западной цивилизацией, выразив горячее желание участвовать в построении Нового мiрового порядка антихриста и в подавлении тех стран и сил, которые ему сопротивляются. При отсутствии в мiре удерживающей государственности скольжение к апокалипсису будет происходить все быстрее. "Тайна беззакония" будет все больше раскрываться в своих глобальных действиях и организационных структурах, – разумеется, это будет очевидно лишь для тех, «кто имеет глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать». Утверждение "тайны беззакония" будет сочетаться с дальнейшим превентивным расчленением, разрушением и подчинением оставшейся территории Третьего Рима.

Будем, однако, надеяться, что именно нарастание этой угрозы будет раскрывать глаза многим русским людям. Уже сейчас, несмотря на засилье антирусских сил в структурах власти и разложение значительной части общества, совершенно очевидно, что в России есть и православный народ, вынесший из вековой катастрофы должный урок и сознающий смысл происходящего. Тем самым идет процесс образования народного ядра, способного заслужить Божию помощь и выполнить последнюю миссию России. Дело не в количестве, а в качестве этого народного ядра, которое может оказаться даже малым остатком русского народа (по аналогии с «остатком» Израиля – Рим. 11:5), – но именно этот остаток с Божией помощью осуществляет миссию своего народа.

Чем раньше произойдет опамятование ведущего слоя нашего общества и его возвращение к закону жизни, тем больше территории и союзников сохранит Россия для влияния на мiр в виде восстановленного удерживающего – ради спасения всех достойных людей; это будет очевидное для всего мiра чудесное возрождение казалось бы окончательно сломленной православной России; антихристианскому мiровому правительству будет непросто замолчать это чудо. (Некоторую аналогию можно найти в истории Византийской империи: после ее разгрома крестоносцами в 1204 году, в условиях разложения правящего слоя и насаждения унии, в провинциальном городке ревнителями Православия было воссоздано небольшое Никейское царство, возродившее затем своим примером центральную власть Второго Рима и продлившее его существование на полтора столетия. Только вряд ли нам теперь могут быть оставлены столь продолжительные сроки.)

Но чем позже произойдет опамятование, тем меньше территории и народа останется от нынешней России. Ее восстановление, возможно, будет выглядеть как последняя попытка бунта против уже победившего Нового мiрового порядка, удивительная для всего мiра в силу своей "нереалистичности"... Однако даже в этом случае значение России для мiра будет заключаться не столько в видимом земном противостоянии антихристу, сколько в воздействии на невидимом духовном поле брани за спасение всех достойных людей через пробуждении их совести.

Поэтому не будем рассматривать здесь оптимистические толкования таких византийских пророчеств, как надпись на гробнице Константина Великого, предсказания Императора Льва Мудрого, "Откровение Мефодия Патарского", "Видение Даниила", "Житие Андрея Юродивого" и другие предсказания о том, что в последние времена неожиданно восстановившийся с Божией помощью римский (русский) Царь победит мусульман, освободит Константинополь (такие предсказания знали и турки), войдет в Иерусалим и на Голгофе передаст свое царство Богу[18]. Опубликованы и широко известные ныне тексты русских святых и подвижников XIX–XX веков с предсказаниями даже мiрового господства восстановленной после революции православной России вместе со всем славянством...

Конечно, эта возможность открыта православным постольку, поскольку для Бога ничего невозможного нет: «все возможно верующему» (Мр. 9:23). Но повторим: Бог оказывает помощь, когда есть кому помогать, когда люди об этом горячо просят сами, желая осуществить Божий план – в этом случае не происходит нарушение Богом свободы человеческой воли. Достаточно ли сейчас найдется в мiре таких людей как необходимой основы для столь грандиозного глобального деяния и мiрового господства Православия? Есть ли даже в православных народах необходимое духовное ядро, которое могло бы повернуть их с нынешнего прозападного апостасийного пути на 180 градусов – к помощи православной России для исполнения этих пророчеств*?

Мы уже отметили, что пророчества не политический детерминизм; часто они обусловлены словом "если" и при неисполнении должного условия – покаяния в причинах падения – оказываются не по силам тому народу, которому они предназначены; тогда они исполняются в ином, прикровенном виде... И предсказанный пророками Спаситель мiра спас его не как властный земной правитель, чего от Него ждало большинство народа, а как смиренный Победитель смерти и ада через Свое распятие и Воскресение. И от русского народа Он ждет прежде всего христоподражательного воскресения, а не всемiрной территориально-политической победы над апостасией – ее не отменить.

Поэтому, не отвергая такие пророчества о грядущей славе России, все же будет уместнее предположить, что эта слава не обязательно должна заключаться в территориальном земном господстве и политическом могуществе, важнее сила выражения Истины. Это может иметь всемiрное значение в том смысле, что свет Истины от воскрешенной России будет спасителен для всех людей на земле, еще способных к спасению, которых, конечно, будет меньшинство. Но они-то и будут подлинным мiром: зернами, отделенными от плевел. В этом, возможно, и будет всемiрная слава России.

Так что если в реальности нам по грехам нашим останется лишь "минималистский" геополитический сценарий «стана святых и града возлюбленного», это не должно расхолаживать вождя Третьего Рима. Он должен изначально иметь мужество выполнять свой долг в любых условиях, даже при кажущемся военно-политическом поражении в виду окружения войсками Гога и Магога, ибо на весах Господних такое поражение тоже может быть великой христоподражательной духовной победой.

В этой завершающей главе книги сделана попытка дать достаточно осторожное обоснование возможного последнего назначения России перед концом истории, в которое каждый читатель волен верить или не верить. Исполнение же нашей веры, с Божией помощью, зависит от того, хотим ли мы сами нанести рану зверю и остаться последним «станом святых» и «градом возлюбленным», ставим ли мы себе эту задачу своим историософским идеалом (русской идеей на последнем этапе), к которому готовы стремиться несмотря ни на что, ибо другого столь же высокого и достойного идеала не видим.

Возблагодарим же Бога за то, что Он дает хотя бы части человечества возможность оставаться до конца времен верным народом Божиим, ведущим битву против сил зла, и постараемся как русские составить ядро такового народа.

Литература и комментарии:


[16] Православная Русь. Джорданвиль, 1951. № 3.
[17] Россия перед вторым пришествием. Т. 2. С. 551.
[18] См.: Россия перед вторым пришествием. Т. 2. Гл. 20 и 36.
* К тому же есть сомнения и в точности некоторых из подобных текстов. Так, в пересказе Н.А. Мотовиловым слов преподобного Серафима, найденном в бумагах о. Павла Флоренского и опубликованном игуменом Андроником (Трубачевым) и А.Н. Стрижевым (Литературная учеба. 1991. № 1), смущают многие места (сами публикаторы полагают, что эти части текста не принадлежат прп. Серафиму – см.: Благодатный огонь. 2003. № 11). Например, сомнительно, что «грозное и непобедимое царство российское» должно носить имя «Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут»; что «антихрист родится в России» в городе, который образуется из слившихся Москвы и Петербурга; что «евреи и славяне суть два народа судеб Божиих... прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих» и т.п. (Россия перед вторым пришествием. Т. 2. С. 549-550; таков же и подобный текст на с. 550-552). Некоторые из других пророчеств преподносятся с хилиастическим смыслом, который невозможно принять, как, например, "пророчество Санаксарских старцев": «Русь, воцарившаяся со Христом на тысячу лет, так и не поклонившись зверю, упасет народы жезлом железным» (Славная история Царьграда и византийские пророчества. М., 2000. С. 39).

Подписка на обновления: