Выбрать шрифт:
Поскольку за 1990-е годы производство в РФ не выросло, а упало при одновременном увеличении внешнего долга, то появление в эти годы миллиардеров стало возможно лишь на основании закона, подобного закону сохранения энергии и вещества: если где-то богатства прибавится – у миллиардеров, значит в другом месте отнимется – у трудящихся. Одной из наиболее высокооплачиваемых профессий в СССР были шахтеры, они же своими забастовками сыграли немалую роль в падении КПСС, и вот как изменился уровень жизни рядового шахтера:
Итого: рост расходов на жизнь (в 30 раз) обогнал рост доходов (в 8 раз). То есть уровень жизни шахтеров упал в 4 раза. У большинства же бюджетников еще ниже, не говоря уже о пенсионерах (их бичом стала дороговизна лекарств).
Подорожало все, кроме водки: она стала дешевле относительно зарплаты почти вдвое – народу сознательно оставили эту отдушину. Неудивителен рост алкоголизма за эти годы. Все это привело к резкому увеличению смертности[117]:
В 1990 году сифилисом болели 4,3 человека на 100 тыс. населения, в 1997 году – 277,7 человек (увеличение в 65 раз). Число алкогольных психозов выросло в 3 раза, смертность от туберкулеза – в 3 раза, число наркоманов – в 10 раз. Пропорционально росту наркомании выросло и число ВИЧ-инфицированных: в 2000 году их выявлено 46,5 тыс., что в 2,9 раз больше, чем в предыдущем году[118]. Количество бездомных в 1996 году достигло 4 млн. человек[119].
В результате всего этого средняя продолжительность жизни мужчин в 1990-е годы неуклонно уменьшалась:
Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составила более 13 лет – такое бывало раньше только в результате войны. А в центральных русских областях и Сибири средняя продолжительность жизни мужчин упала до 49–55 лет, что в среднем по РФ уравновешивается бόльшими цифрами в нерусских регионах. Причем смертность возросла «в трудоспособном возрасте. Это отличает Россию от развивающихся стран, где низкая продолжительность жизни обусловлена высокой младенческой смертностью»[120].
Основная причина этого, как сказано в Государственном докладе "О состоянии здоровья населения РФ в 1999 году": «Долговременное массовое накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье населения в сочетании с воздействием хронически высокого уровня стресса, снижения качества жизни в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы... рост преступности»[121].
Те же причины привели к резкому падению рождаемости (в отличие от Западной Европы, где рождаемость падает вследствие нарастания сыто-гедонистического образа жизни и нежелания обременять себя детьми).
То есть в 1994 году кривая рождаемости пошла резко вниз, а кривая смертности вверх, образовав так называемый "русский крест". Для полноты демографической картины надо добавить, что в 1990 году на тысячу человек было заключено 8,9 браков, а в 2000 году – только 6,2; причем превышение браков над разводами за этот период уменьшилось с 5,2 до 1,9; число внебрачных детей увеличилось с 14,6 % до 28 %; число нормальных родов составляет 31 %; число здоровых детей при поступлении в школу 10 %.
Сумма всех процессов выразилась в уменьшении численности постоянного населения РФ за годы "реформ" (справа в таблице – разница между умершими и родившимися).
Итого "естественная" убыль вследствие превышения смертности над рождаемостью за 1992–1999 годы составила 5,87 млн. человек. Однако численность населения за эти годы уменьшилась лишь на 1,998 млн., так как часть убыли покрывалась иммиграцией, в основном из стран СНГ: за те же 1991–1999 годы в РФ официально въехали 6,608 млн. человек; и в предыдущие годы примерно по 0,8 млн. в год.
Приток иммигрантов покрывал и немалую убыль населения РФ вследствие эмиграции (за 1991–1999 годы – 3,485 млн. человек). Существует и нерегистрируемая эмиграция "самотеком" тех людей, которые продолжительное время продолжают числиться проживающими в РФ, поскольку получение официальных документов для жизни и работы за границей – длительный и не для всех возможный процесс.
В целом таких демографических потерь в России с послепетровских времен и до 1917 года не наблюдалось даже в военное время (в годы Первой мiровой войны население росло). Потери 1990-х годов сравнимы лишь с потерями карательного большевицкого периода (гражданская война, коллективизация, искусственный голод), то есть фактически представляют собой жертвы новой гражданской войны уже демократической власти против народа.
Кроме того, в отличие от природного закона сохранения энергии и вещества, в котором прибыль в одном месте точно соответствует убыванию в другом, в процессе разграбления России этот закон выявил свою существенную особенность: общее число богатства в стране не осталось прежним, пусть и неравномерно распределенным, а резко уменьшилось. Потому что грабители, подобно браконьерам и мародерам, хватали самое ценное имущество – вершки и сливки, часто для вывоза за границу, перепродажи или эксплуатации на износ, не поддерживая менее ценную, но необходимую для жизни страны основу производства, которая была обречена на разрушение вместе с ограбленным народом.
По официальным данным, промышленное производство РФ в 1999 году составило около 40 % от уровня 1990 года (высокотехнологичные отрасли – от 20 до 0 %). Доля страны в мiровом экспорте снизилась с 10 до 1,4 %. Даже в топливно-сырьевом комплексе, дающем ныне наибольшую экспортную прибыль, мiровая доля РФ упала с 1990 по 1998 годы: в производстве электроэнергии с 9,1 до 5,8 %, в добыче нефти с 17 до 9 %, газа с 35 до 31 %, угля с 8 до 5 %[122].
Сельскохозяйственное производство составило 60 % от дореформенного уровня, оно оказалось брошено на произвол судьбы, ибо не может соперничать с дешевым импортом продовольствия. Число работников в сельском хозяйстве сократилось с 7,5 до 4,7 млн. человек, посевные площади уменьшились вдвое, поголовье крупного рогатого скота – втрое. Село выживает натуральным хозяйством: миллионы сельских жителей остались без медицинской помощи, без электричества, сотни тысяч сельских детей не ходят в школу, около 3 млн. работников уехало в город, тысячи сел, указанных на карте, перестали существовать.
Официальный (значительно приукрашенный) итог в социальной области: треть населения имеет официальные доходы ниже прожиточного минимума.
И в эти же годы развитые страны во главе с США вывезли из России одних только материальных ценностей на сотни миллиардов долларов. Экономический советник партии лейбористов в британском парламенте Дж. Росс доказывает: «Утверждения о том, что Россия помогает "большой семерке", а не наоборот, – это не заявление экстремистски настроенных русских националистов, а объективная констатация факта. Помощь, оказываемая Россией "большой семерке", составляет как минимум 20 млрд. долларов в год»; причем все это было заранее спланировано МВФ в его открытых документах, цитируемых Россом[123].
Еще бόльшую экономическую выгоду западные страны получили от вывоза из России интеллектуальных ценностей. По оценкам академика В.А. Садовничего, к 2000 году страну навсегда покинуло около 1,5 млн. ученых и специалистов: «Россию покидают целые кафедры, лаборатории, сложившиеся коллективы»[124]. В США их заманивают льготными программами иммиграции. Такая "утечка мозгов" по своему отрицательному воздействию на внутренние процессы в стране равнозначна тому, как если бы противником избирательно захватывалась в плен наиболее важная для развития страны часть образованного населения, в которую государство вложило огромные средства (работающие теперь на благо недружественных стран – в ущерб России). Министерство науки РФ в 1992 году подсчитало, что потери страны от эмиграции специалистов и ученых составляли по 300 тысяч долларов на человека[125], значит, потери только по этой причине составили около 450 млрд. долларов.
А если учесть интеллектуальную собственность (тысячи научных открытий, инженерных разработок и изобретений, военных секретных технологий), вывезенную из РФ за безценок или даже безплатно, в том числе в результате деятельности иностранных "исследовательских институтов", "благотворительных фондов", лжеинвесторов и их "совместных предприятий", то сумма интеллектуальных потерь России (а значит, приобретений западных стран) исчисляется триллионами долларов. Согласно опубликованному докладу Федеральной службы контрразведки РФ, только к середине 1993 года «в США находились в стадии патентования около трех тысяч российских технологий, дающих при их использовании миллиардные прибыли»; ФСК утверждала, что особую роль в этом сыграл "благотворительный" Фонд Сороса, финансировавший работу советских ученых и их "международные поездки"[126]. И западные авторы пишут, что «целые стаи агентов набросились тогда на труп СССР как личинки. Теперь только на фирме "Боинг" работают более 600 бывших советских инженеров и специалистов»[127].
Итак, если подсчитать весь ущерб от "реформ" 1991-2000 годов в денежном выражении, то «реальные потери России измеряются триллионами долларов»[128]. Кроме того, страна утратила огромные территории. В целом, потери намного превысили ущерб от войны 1941–1945 годов.
Позже некоторые западные политики расценили американскую поддержку столь катастрофических "реформ" как "серьезную ошибку", которая не позволила России стать "настоящей демократической страной" и вызвала в народе сильные настроения против демократии вообще и против США в частности. Аналогичные суждения высказал Сорос: «Теперь Россия потеряна для Запада»[129]. Но в искренности таких огорчений представителей морали "Шулхан аруха" можно усомниться, и уж тем более в случае со спекулянтом Соросом, который под видом "филантропии" нажил на российской катастрофе не один миллиард долларов (он объясняет, что и доходную российскую компанию "Связьинвест" купил исключительно из благотворительности, чтобы поддержать российскую экономику). Никто в мiровой закулисе не был слепцом, все прекрасно понимали свою цель: Россия должна быть "потеряна для Запада" как геополитический конкурент (это естественное для США стремление было высказано еще в упомянутой директиве 20/1 Совета национальной безопасности США 1948 года), а ее богатства обретены как «величайший военный трофей, который когда-либо знал мiр» (что было сформулировано в меморандуме банкиров Уолл-стрита еще в 1917 году).
Поддержка ельцинских "реформ" со стороны США была сознательным преступлением, уголовно наказуемым во всех западных странах, что фактически подтверждает советолог С. Коэн (курсив наш): «Деятельность всех, за небольшим исключением, американских специалистов по России в 1990-е годы можно расценить как преступную... Мне неприятно и даже стыдно... что так много американцев – чиновников, журналистов, ученых – в течение почти 10 лет называли "реформой" процесс разграбления, обнищания, демодернизации и дестабилизации России... Толпы американских политических миссионеров, обычно именуемых "советниками", наводнили Россию в первой половине 1990-х годов. Спонсируемые американским правительством, идеологическими организациями, различными фондами и институтами, они проникали повсюду, где существовал материал для "новообращения", – от политических движений, профсоюзов, средств массовой информации и школ до офисов самого российского правительства. Среди прочих миссионерских деяний было финансирование нужных российских политиков, инструктаж министров, составление проектов законов и указов президента, написание новых учебников и перевыборы президента Ельцина в 1996 году»[130].
По данным Полеванова, за 1992–1996 годы Агентство международного развития США израсходовало на такую "помощь реформам" в РФ 1,159 млрд. долларов[131] – в обход российского правительственного контроля. Часть этих денег команда Чубайса присвоила. Другая «значительная часть средств, формально направляемых на поддержку негосударственного бизнеса... в действительности шла на оплату работы западных консалтинговых фирм и компаний, то есть фактически субсидировала не российскую, а американскую экономику... на оплату труда более 200 иностранных советников Госкомимущества пошло 7,75 млн. долл.». Иностранные советники нажились и на приватизации: имея конфиденциальную информацию о планах Госкомимущества, они приобретали и перепродавали акции, а также использовали предоставленные из США средства для игры на российском рынке ценных бумаг, в связи с чем в США разгорелся скандал (но не в связи с преступностью самой приватизации)[132].
О махинациях ельцинских правительственных структур на Западе публиковалось множество статей и исследований, устраивались слушания в Конгрессе США, но все ложилось под сукно. В то же время объявляли санкции против "диктатора" Лукашенко за то, что он не позволил той же мафии разграбить белорусскую промышленность.
Таким образом, помимо внутреннего, Великая криминальная революция имела также внешнеполитическое измерение. Преступные правители РФ, ненавидимые народом, только в своих западных покровителях, а не в собственном народе, видели главную опору своего режима. Иностранные же силы получили вследствие этого безпрецедентную возможность вмешиваться не только во внутриполитические российские события, но и требовать от России внешнеполитических уступок – в нарушение всех заключенных ранее договоров о неизменности государственных границ, сложившихся после Второй мiровой войны.
Эти годы были отмечены поэтапной капитуляцией РФ в геополитике. Расчленение исторической территории Империи в 1991 году было первым актом, вторым стало включение "независимых" государств в подчиненный целям США блок НАТО, на расширение которого РФ согласилась в мае 1997 года. Подписанный тогда "Основополагающий акт об отношениях между России и НАТО" был призван лишь прикрыть эту капитуляцию. В ноябре 1999 года на так называемом Стамбульском "саммите" ОБСЕ РФ согласилась на ликвидацию двух из четырех своих баз в Грузии (в том числе базы Гудаута в Абхазии, неподконтрольной Тбилиси) и вывод остатков войск из русского Приднестровья (вопреки просьбам приднестровцев), не указав на расширение числа заграничных баз США и тем самым признав право Запада вмешиваться в отношения РФ с членами СНГ.
После разорительного "дефолта", потери от которого понесла и часть правящего слоя, даже его охватило недовольство Ельциным и его окружением. В 1998 году по инициативе Лужкова (давнего конкурента Чубайса и Березовского) и нового премьер-министра Примакова была предпринята попытка противопоставить Ельцину новую партию правящего слоя "Отечество – вся Россия" со своим кандидатом в президенты. Генеральный прокурор Ю.И. Скуратов при поддержке Примакова начал расследование махинаций главных олигархов (включая Березовского) и покровительствующих им чиновников (включая Чубайса и администрацию Ельцина). В западной, а затем и в российской печати начались публикации скандального компромата о зарубежных счетах ельцинской семьи (возможно, по инициативе сотрудников спецслужб). Депутаты Госдумы запустили процедуру "импичмента" (отстранения от должности) президента, создав соответствующую комиссию. Основными пунктами обвинений были Беловежский сговор 1991 года, государственный переворот и расстрел парламента в 1993-м, попустительство в чеченском кризисе, ослабление обороноспособности страны и геноцид русского народа, включая его ограбление вследствие "реформы" и приватизации. Все это можно было доказать неопровержимыми фактами.
Ельцин реагировал обычными методами: в мае 1999 года отправил правительство Примакова в отставку, хотя оно вполне успешно справилось с последствиями "дефолта", поэтому даже многие зарубежные обозреватели назвали эту отставку самодурством. Часть депутатов при голосовании 15 мая по импичменту была подкуплена и необходимых двух третей голосов (около 300) ни по одному пункту обвинения собрано не было (хотя набиралось от 238 до 288 голосов). Депутаты партии Жириновского воздержались от голосования, что было равносильно поддержке Ельцина, свою лепту в это внесли и депутаты "Яблока". У думской оппозиции оставалась последняя возможность – попытаться отправить Ельцина в отставку по конституционной формулировке «стойкая неспособность президента выполнять свои функции», но подконтрольный президенту Конституционный суд не поддержал ее. Генпрокурор Скуратов был вскоре скомпрометирован и снят с должности. Против Лужкова была развязана информационная битва с всевозможными обвинениями. Главным же инструментом в удержании власти для ельцинской "Семьи" стал "государственник-патриот" В.В. Путин, о чем будет сказано далее.
Итоги деятельности Ельцина были очевидны всем как национальная катастрофа. Тем не менее находятся искренние демократы, которые, особенно во время избирательных кампаний, пытаются выдавать все это за "успешные реформы". Пример такой поразительной слепоты и нечувствия показывает А. Горянин. В главе I мы сослались на его книгу в опровержении бытующих на Западе антирусских мифов, теперь уместно процитировать и демократические мифы самого Горянина, насаждаемые вышеописанным симбиозом преступников для затушевания истинного положения:
«Мы мирно освобождены от коммунизма. Мирный крах этого монолита – одно из величайших чудес истории...». Сегодня «строят новый миф, превосходящий своей мерзостью все рассмотренные выше – миф о бедствии, якобы постигшем Россию с крушением коммунизма... Считать, что Россия потерпела поражение, могут только люди, прочно связывающие себя с коммунизмом... Сегодня в нашей стране либеральная конституция, многопартийность, оппозиция, парламент, неподцензурные СМИ, независимый суд... В стране взлет гуманитарного образования, свобода предпринимательства... полная культурная свобода, а главное – ...свобода без прилагательных... Те, кто пришли в легальную экономику, больше не желают конфликтовать с законом... Горы дешевого доллара дали возможность наладить инфраструктуры хозяйственной и интеллектуальной жизни, которые иначе могли и не возникнуть»[133].
Горянин сравнивает «сегодняшнюю российскую жизнь с капитальным ремонтом в доме без отселения жильцов» и оправдывает это, – но не замечает, что и дом стал значительно меньше, и много мебели исчезло, и жильцы вымирают, да и дом уже принадлежит не им, а ремонтной команде. Видимо, на нынешнюю карту РФ Горянин не глядел, о 25 миллионах русских, ставших иностранцами на родной земле, не слыхал, телевидение для "мутации русского духа" не смотрит и "Наших задач", в которых все это было предсказано, философа-антикоммуниста И.А. Ильина как должного критерия для оценки не читал.