Выбрать шрифт:
Толковая Библия:
Семья Зеведея находилась, по преданию, в родстве с семейством Пр. Девы: Саломия и Пр. Дева были родные сестры,- и это предание находится в полном соответствии с тем фактом, что Спаситель, в то время как Ему предстояло с минуты на минуту предать Дух Свой Отцу Своему, вися на кресте, поручил Пр. Деву попечению Иоанна (см. объяснение на Ев. Иoaн. XIX, 25). Этим родством можно объяснит и то, почему именно из всех учеников Иаков и Иоанн заявили претензии на первые места в царстве Христовом (Матф. XX, 20). Но если Иаков и Иоанн приходились племянниками Пр. Деве, то они, значит, были в родстве и с Иоанном Крестителем (ср. Лук. I, 36), проповедь которого и должна была поэтому их особенно заинтересовать. Все эти семьи были проникнуты одним благочестивым, подлинно-израильским настроением: об этом говорит между прочим и то, что имена, которые носили члены этих семей, все настоящие еврейские, без примеси греческих или латинских прозвищ.
Из того, что Иаков везде называется прежде Иоанна, можно с уверенностью заключать, что Иоанн был моложе Иакова, а предание называет его и самым младшим между апостолами. Не более 20-ти лет было Иоанну, когда призвал его следовать за Собою Христос, и предание о том, что он дожил до царствования императора Траяна (цар. в 98 до 117 г.), не заключает в ce6е невероятности: Иоанну тогда было около 90 лет. Вскоре после призвания к последованию за Собою Христос призвал Иоанна к особому, апостольскому, служению и Иоанн стал одним из числа 12-ти апостолов Христовых. В силу своей особой любви и преданности Христу, Иоанн сделался одним из наиболее близких и доверенных учеников Христа и даже наиболее любимым между всеми ими. Он удостоился присутствовать при важнейших событий из жизни Спасителя, напр., при Его преображении, при молении Христа в Гефсимании и др. В противоположность ап. Петру, Иоанн жил более внутреннею, созерцательною жизнью, чем внешнею, практически-деятельною. Он более наблюдает, чем действует, он чаще погружается в свой внутренний мир, обсуждая в уме своем величайшие события, которых он призван был стать свидетелем. Душа его более витает в горнем мире, почему ему издревле в церковной иконописи усвоялся символ орла (Баженов, стр. 8-10). Но иногда Иоанн проявлял и пылкость души, даже крайнюю раздражительность: это было тогда, когда он вступался за честь своего Учителя (Лук. IX, 54; Марк. IX, 38-40). Пламенное желание быть ближе ко Христу сказалось и в просьбе Иоанна предоставить ему вместе с братом первые должности в славном царстве Христовом, для чего Иоанн готов был пойти со Христом и на страдания (Матф. XX, 28-28). За такую способность к неожиданным порывам Христос назвал Иоанна и Иакова «сынами грома» (Марк. III, 17), предсказывая вместе с этим, что проповедь обоих братьев будет неотразимо как гром, действовать на души слушателей.
По вознесении Христа на небо, ап. Иоанн вместе с ап. Петром выступает как один из представителей христианской Церкви я Иерусалиме (Деян. III, 1 и сл.; II, 4; ХIII, 19; VIII, 14-25). На апостольском соборе в Иерусалиме зимою 51-52-го года Иоанн вместе с Петром и предстоятелем Иерусалимской Церкви, Иаковом, признает за апостолом Павлом право проповедовать евангелие язычникам, не обязывая их в тоже время к соблюдению закона Моисеева (Гал. II, 9). Уже в это время, следовательно, значение Иоанна было велико. Но как оно должно было возрасти, когда скончались Петр, Павел и Иаков! Поселившись в Ефесе, Иоанн целых 30 лет занимал положение руководителя всех церквей Азии и из окружавших его других учеников Христовых он пользовался исключительным почтением со стороны верующих. Предание сообщает нам некоторые черты из деятельности ап. Иоанна в этот период его пребывания в Ефесе. Так известно из предания, что он ежегодно праздновал христианскую пасху в одно время с иудейской пасхой и пред пасхою соблюдал пост. Затем он однажды ушел из общественной бани, увидев тут еретика Керинфа: «убежим - сказал он пришедшим с ним,- чтобы не обрушилась баня,- ведь в ней находится Керинф, враг истины». Насколько велика была в нем любовь и сострадание к людям - об этом свидетельствует рассказ о юноше, которого Иоанн обратил ко Христу и который в его отсутствие вступил в шайку разбойников. Иоанн, по сказанию Климента Александрийского, сам отправился к разбойникам и встретив юношу, умолил его вернуться на добрый пут. В самые последние часы своей жизни Иоанн, будучи уже не в состоянии говорить длинные речи, только повторяя: «детки, любите друг друга! «И когда слушатели спросили его, почему, он повторяет все одно и тоже, апостол любви - такое призвание утвердилось за Иоанном - отвечал: «потому что это заповедь Господня и если бы ее только исполнить - этого было бы достаточно». Таким образом воля, не допускающая никакого компромисса между святым Богом и грешным миром, преданность Христу, любовь к истине, соединенная с состраданием к несчастным братьям - вот основные черты характера Иоанна Богослова, какие запечатлелись в христианском предании.
Свою преданность Христу Иоанн, по преданию, засвидетельствовал и страданиями. Так при Нероне (цар. 54-68 г.) он был в оковах приведен в Рим и здесь его сначала заставили выпить чашу с ядом, а потом, когда яд не подействовал, бросили его в котел с кипящим маслом, от чего впрочем ап. также не потерпел вреда. Во время пребывания своего в Ефесе Иоанн должен был по повелению императора Домициана (цар. с 81-96 г.) отправиться на жительство на о. Патмос, находящийся в 40 географических милях от Ефеса к юго-западу. Здесь ему были открыты в таинственных видениях будущие судьбы Церкви Христовой, которые он и изобразил в своем Апокалипсисе. На о. Патмосе ап. оставался до смерти императора Домициана (в 96-м г.), когда, по повелению императора Нервы (цар. 96-98гг.), он был возвращен в Ефес.
Скончался Иоанн вероятно на 7-ом году царствования императора Траяна (105 г. по Р. X.), достигши столетнего возраста» (Толковая Библия, том 9, стр. 285-288:).
Толковая Библия:
Bcе перечисленные черты положения христиан указывают на время Домициана. Кровавое гонение, которое имеет в виду Апокалиптик, есть гонение Нерона, которое, впрочем, не вышло за пределы Рима. Теперь преследование делается повсеместным,- это уже прямо указывает на Домициана. Видеть в этом черту из времени Траяна было бы ошибочно. Во-первых, из письма Плиния Младшего к Траяну видно, что он и без указаний императора принимал уже решительные меры против христиан,- очевидно, в прошлое царствование эти меры были в порядке вещей. Во-вторых, у Диона Кассия есть прямое известие о процессах христиан при Домициане. Наконец, изгнание в отношении к христианам практиковалось, именно, при последнем Флавии, а не ранее и не при Траяне.
Указание на другую особенность Домицианова царствования скрывается в символизме Апокалипсиса. Здесь часто идет речь о тех, которые не поклонились образу зверя. Лжепророк по ХIII, 14 убеждает людей, чтобы они сделали образ зверя. Символизм, конечно, ведет свое происхождение от практики императорского культа. Но опять же не о Нероне, а именно о Домициане засвидетельствовано, что он был особенно высокого мнения о своей божественности.
Словом, на основании исторических свидетельств можно утверждать, что Антонины не ввели чего-либо нового своею политикой в отношении к христианам, но только продолжили, развили программу последнего представителя прежней династии. В виду этого свидетельство Иринея о том, что откровение было созерцаемо в конце царствования Домициана, получает всю силу несомненной убедительности и полной достоверности. Точно указать год написания Апокалипсиса мы не имеем возможности.
Что касается места написания, то таковым был остров Патмос. Апокалиптику ясно говорится: «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии» (I, 11). Было бы странно предполагать, что Апокалиптик отложил на более или менее продолжительное время исполнение этого поручения Господа, Кроме того откровение написано в форме послания, адресованного к определенным церквам, а это также заставляет предполагать, что Иоанн во время его написания находился вне М. Азии.
Поводом к написанию откровения послужила надвигавшаяся гроза в виде жестоких преследований, которые ожидали церковь. В то время уже было ясно, что наступает период, когда Римская империя откроет поход против христианства с целью стереть его с лица земли. Представление об этих угрожающих церкви бедствиях в связи с сознанием полной ее победы и послужило поводом к написанию Апокалипсиса.
Поводу соответствовала и цель. Откровение имеет в виду не только семь малоазийских церквей, но всю вообще Церковь вселенной, и хочет дать утешение всем тем из верующих всех времен которые, будучи проникнуты истинным духом Христовым, чувствуют на себе ненависть мира сего в какой бы то ни было форме» (Толковая Библия, Том 11, стр. 508-510:).
Церковный историк Евсевий Памфил:
«Домициан был свиреп ко многим людям: казнил в Риме без настоящего суда немало людей видных и знатных: тысячи известных людей, ни в чем не повинных, отправил в изгнание и отобрал их имущество. Под конец он объявил себя преемником Нерона в ненависти к Богу и богоборчестве. Он был вторым поднявшим против нас гонение, хотя отец его Веспасиан не замышлял против нас ничего плохого. Тогда же, как рассказывают, апостол и евангелист Иоанн, бывший еще в живых, за свое свидетельство о Слове Божием осужден был жить на острове Патмосе. В описываемое время вера наша настолько просияла, что и писатели, далекие от нашего учения, не замедлили рассказать об этом преследовании и его мучениках. С точностью обозначили они его время: в пятнадцатый год Домициана Флавия... После пятнадцатилетнего владычества Домициана Флавия власть принял Нерва: историки того времени пишут, что по постановлению римского сената почести Домициану были отменены, а несправедливо высланные им возвращены. Тогда же, как сообщают наши древние писатели, апостол Иоанн покинул остров, куда был сослан, и устроился жить в Ефесе... По возвращении из ссылки с острова после смерти Домициана он имел попечение о тамошних церквах» [Евсевий Памфил (IV век н. э.), «Церковная история», книга третья, 18-23].
Библейская энциклопедия:
«Патмос - название небольшого скалистого острова, лежащего к ю.-з. от Самоса, от которого он находится в недалеком расстоянии (Остров Патмос находится на 37,3 градусов северной широты и 26,5 градусов юго-западной долготы. - Авт.). По свидетельству Плиния, он имел 30 миль в окружности. По предположению англичанина Бохарта, название острова семитического происхождения и означает теревинфовое дерево. Патмос упоминается в кн. Откровения (I, 9)... Из связи, в которой заключается это сказание, видно, что боговдохновенный писатель получил таинственное изображение будущности Церкви Христовой и всего мира на означенном острове. Это важное обстоятельство придало Патмосу исключительный интерес, и он в продолжении многих веков не только был колонией для монашествующих, но и много раз посещался путешественниками. Остров не так велик, как говорит Плиний, и состоит из скалистого горного хребта, возвышающегося над морем: несколько клочков земли могут быть обработываемы и там разводят виноградники, грецкие орехи, маис и проч. Здесь существует хорошая гавань, близь которой находится небольшой город с огромным манастырем св. Иоанна и с огромною Церковью, выстроенною на том месте, где Иоанн по преданию имел чудное видение и откровение. По очень древнему преданию, св. ап. Иоанн был изгнан сюда Домицианом в 95 году» [Библейская энциклопедия, Москва, 1990, репринт 1891, Патмос, стр. 555.]
А. Норов:
«Патмос - это дикая скала, отброшенная в море от берега Малой Азии, откуда Божественный Иоанн прозревал в вечность. Он оставался в совершенном забвении до того времени, когда император Домициан начал посылать туда изгнанников. Его называют только Плиний и Страбон. В толпе ссыльных, которые вменяли себе за величайшее злосчастие удаление от царственного Рима,- и с отчаянием в сердце ступали на этот бесплодный берег, явился некогда, по суду Кесаря, в конце его царствования, ссыльный, маститый старец, изнуренный претерпенными им мучениями. Этот старец был Иоанн, которого Епарх Азийский за проповедь слова Божия и свидетельство об Иисусе Христе послал в Рим к Кесарю. Но для Иоанна мрачный Патмос сделался тихим убежищем среди созерцательной жизни... В настоящее время Патмос представляется в виде двух огромных гор, соединенных узким перешейком. Вершина одной горы увенчана городом, носящим имя Патмоса... Патмос, находящийся в числе Спорадских островов Эгейского моря, отстоит на 40 географических миль от берега Малой Азии и имеет 18 миль в окружности, не считая изгибов... Гонение на христиан при Домициане началось в 95 году, когда Иоанн был сослан в Патмос. На следующий год, 18-го сентября, Домициан был убит через год после ссылки Иоанна. Император Нерва освободил всех ссыльных, и поэтому св. Евангелист возвратился в Ефес в феврале или в марте 97-го года, из чего выходит, что его заточение продолжалось 18 месяцев» [А. Норов, «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе», стр. 293; приводится по «Сборнику статей» М. Барсова, 1894, стр. 57, 58.].