Русская Идея

Архиепископ Андрей Кесарийский

Толкование на Апокалипсис

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

О том, что Церковь и обитающий в ней Дух ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергаются повреждающие сию книгу.

XXII. 16.
Аз Iисус послах Ангела моего засвидетельствовати вам сiя в церквах.
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах.

И здесь показывается достоинство Владыки, посылающего Ангела. А слово «свидетельствовати» поставлено вместо «засвидетельствовати».

XXII. 16.
Аз есмь корень и род Давидов.
Я есмь корень и потомок Давида.

Как Бог, Христос есть корень Давидов, а как от него происшедший, есть род его.

XXII. 16.
И звезда утренняя и денница.
Звезда светлая и утренняя.

Звезда утренняя и денница - Он же самый, как воссиявший нам заутра Тридневен и как имеющий явиться Святым и в утро всеобщего воскресения уставить после ночи настоящей жизни нескончаемый день.

XXII. 17.
И дух, и невеста глаголют: прiиди, и слышай да глаголет: прiиди.
И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди!

Невеста, т. е. Церковь и в ней обитающий Дух взывают в сердцах наших: «Авва Отче» и признают пришествие Единородного Сына Божия. И всяк верующий, слыша чему научен, молится Богу и Отцу: «да приидет царствие Твое» (Mф. 6. 10).

XXII. 17.
И жаждай да прiидет, и хотяй да прiимет воду животную туне.
Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

И жаждай да приидет. - Для прочного обладания приобретенным нужна жажда к питию жизни. Особенно же потому, что и дар подается не тем, которые хотя несколько и трудятся, но недостойны величия дара, а тем, кои приносят благий разум, разожженный более серебра и золота, а также и телесный труд.

XXII. 18. 19.
Сосвидетельствую бо всякому слышащему словеса пророчества книги сея: аще кто приложит к сим, наложит Бог на него язв написанных в книзе сей. И аще кто отъимет от словес книги пророчествiя сего, отъимет Бог часть его от книги животныя, и от града Святаго, и написанных в книзе сей.
И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде, и в том, что написано в книге сей.

Страшна клятва на извращающих Божественные Писания, так как дерзкое безрассудство и злонравие безрассудных и самолюбивых может лишить их благ будущего века. А чтоб не потерпели сего и мы, предостерегает нас, чтобы не прибавляли и не убавляли, но особенности Писания почитали достовернейшими и славнейшими аттических сочинений и диалектических силлогизмов. Ибо и у них, если кто найдет многое несобразным с истиною, свойственно обращаться к свидетельству сочинителей и их творений. А как велико различие между знаменитыми у нас и у них, трудно даже представить в уме. Думаю, что оно более чем между светом и тьмою.

XXII. 20. 21.
Глаголет свидетельствуяй сiя: ей, гряду скоро: Аминь; ей, гряди, Господи Iисусе. Благодать Господа нашего Iисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

«И я, - говорит, - свидетельствующий о сем взываю: к Тебе, жизни, иду, и Сам Ты прииди, Господи!» А может быть, сказано и от лица Христова: свидетелъствуяй сiя, т. е. Я, свидетельствуемый, приду скоро; последующие же слава: «гряди, Господи Иисусе» - от лица Апостольского. Ибо для Святых желательно пришествие Христово, как воздающее многоразличную награду. Посему и сия книга, как приводящая читающих ее к блаженному концу и покою, есть свята и боговдохновенна.

А теперь изложим цель этой книги в немногих и кратких словах.

Из сказанного о семи церквах научаемся терпению в напастях, любви к деланию добра и некоторым другим видам добродетели. Из сего следует, что на земле всему должно предпочитать то, чтобы чистым духовным оком, созерцать на небесах Божественную славу, - не самое, однако, существо Божественное, но явление его, ощущаемое или разностью камней, или видом разноцветной радуги, или некоторыми другими образами и подобиями Божественных домостроительств. Узнаем также об окружающих Бога Святых бесплотных силах и угодивших Ему во плоти, а равно о громах и молниях, предваряющих Божественное пришествие; - узнаем, что невозможно объяснить и постигнуть запечатанную семью печатями Духа книгу судеб Божиих и чрез Агнца Божия получившую раскрытие всего происшедшего от Его пришествия до скончания; - узнаем о мужестве и храбрости мучеников, грубом наказании неверных, плодоношении Евангельского семени, отпадении маловерных и слабых, желании Святыми второго пришествия Христова, нанесении бедствий пред антихристом и об имеющих от него произойти дерзновениях на христиан. - Кроме сего можем узнать еще и о том, сколь честны Богу Святые, так как наказания нечестивых отлагаются до обнаружения их по печати наказующими Ангелами. - Отсюда же узнаем и о семи язвах, которые в последние времена будут посланы на живущих на земле, чтобы, по обширности их, обратили мы взор свой на обращение, покаяние и молитву к Богу, дабы сими не искуситься и нам. - Показывается и человеколюбие Ангелов, держащих Евангелие и проповедующих его сущим на земли; показывается твердое и мужественное состояние душ Святых, имеющих явиться пред кончиною для обличения лжехриста; - а также и разрушение Иерусалима, разрушение и падение языческих городов, и благодарение за сие небесных сил, и гонение на Церковь, и падение дiавола и пришествие антихриста, и обольщение лжепророка, и многочисленный сонм спасаемых, и падение Вавилона, и жатва всемирной нивы, и обрезание горечи гроздов, и подобный морю стеклянному чистейший покой Святых, и излияние из семи чаш Божественного гнева на землю, море, реки и другие стихии, - излияние, за человеческое лукавство причиняющее беды и помрачающее престол зверя, а помощникам и защитникам диавола устрояющее путь и переход чрез Евфрат, и обличающее их немощь и производящее в мiре всеконечное колебание для перемены настоящего, когда понесет соответствующее поражение город, подобно блуднице, любодейный, и зверообразный, и на дiaвoле почивающий и в себе его имеющий. - Потом, - премирные силы воспевают Бога, Церковь или горний Иерусалим совокупляется теснейшим союзом со Христом, и точило гнева попирается, а по оскудении и разрушении земного и по предании антихриста и его защитников геенне, умные силы и равноангельные человеки делаются соучастниками духовной вечери. - Отсюда же можно узнать: и о связании дiавола, временном его разрешении и осуждении на мучения, и о блаженстве прежде пришествия антихриста соцарствующих со Христом Святых Мучеников, после чего разрешенный на краткое время, возмутивший и подвигнувший на брань Гога и Магога дiавол будет наказан вместе с ними, когда отверзутся книги жизни и, когда одни претерпят смерть вторую, другие удостоятся горнего Иерусалима и уневещения Христова. Насколько возможно, узнаем из сей же Божественной книги и о размере вышнего града со стенами, воротами и основаниями, о протекающей там Божественной реке Духа и о том, что никакое описание не может изобразить великолепия сущих горе или бесконечной славы, обращая и поощряя нас к коей, Божественный Богослов и заповедует говорить: «гряди», т. е. хотящий подать то, что уготовал Святым. - Нам, сего желающим, созерцанием, восприятием и наслаждением, воспламеняющим к соблюдению Божественных заповедей, дай, Боже, стяжать сие в долготерпении, кротости, смиренномудрии и чистоте сердечной, которая рождает постоянную и невозмутимую молитву, возводящую свободный от всякого земного помышления и нерастленный бесовскими обольщениями и прилогами ум к ведущему тайные - Богу. Ибо при молитвах и обращениях сердца к Богу враг - обольститель старается любодейно взойти в него, посевая злые семена, отторгающие от Божественного соединения, дабы в поучении его не возгорелся огонь, снедающий его наветы и искушения. Ибо Бог наш есть огонь поядающий (Евр. 12, 29), и душу, чисто и несмущенно с Ним беседующую, даже во время ее охлаждения от грехов, соделает теплою и воспринимающею палящий огнь, подобно тому как и солнце, сильно светящее на наполненный водою стеклянный сосуд, вводит туда огнь посредством нагревания и преломления. Посему и мы покажем себя Солнцу правды чистым, как бы стеклянным храмом Святого Духа, а не бренным или скудельным и неспособным к принятию Божественных лучей. Он же, всем хотящий спастися и в разум истины прiити, на всех сияет невозбранною благодатью Своего света, но каждому сообщает только по мере чистоты духовных очей. Да сподобит же сие получить Всемилостивый, пострадавший за нас плотью, Христос Бог наш, Которому вместе со Отцом и Святым Животворящим Духом, подобает всякое славословие, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

К О Н Е Ц Ъ.

Подписка на обновления: