Русская Идея

Архиепископ Андрей Кесарийский

Толкование на Апокалипсис

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

О том, что пророчества Откровения повелено не запечатлевать, но проповедовать

XXII. 10.
И глагола ми: не запечатлей словес пророчествiя книги сея: яко время близ есть.
И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко.

Передавая доселе изречения Ангельские, теперь переходит к лицу Владыки Христа, говоря: не запечатлей словес пророчествия. Ибо сия книга достойна чтения верными, так как уготованными наказаниями грешникам и покоем, обещанным Святым, она направляет читающих к истинной жизни.

XXII. 11. 12.
Обидяй да обидит еще: и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще: и святый да святится еще. И се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его.
Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.

Да не думается, что сими словами Он поучает и поощряет к неправде, обидам и осквернениям. Но желая указать на свободу воли и сохраняя ее непринужденность, Он как бы так сказал: «пусть каждый поступает по своему желанию, а я не принуждаю произволения»; и показав, что за каждым деянием последует соответствующий конец, добавляет: «гряду воздати коемуждо по делом его».

XXII. 13.
Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, первый и последнiй.
Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

Алфа и Омега показывают, что как по началу нет ничего старейшего, так не будет и конца Его Божественной власти и царству. Неоднократно говорено и выше, что Христос есть Алфа или первый по Божеству и Омега или последний по человечеству.

XXII. 14.
Блажени творящiи заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град.
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

Поистине блаженны соблюдающие заповеди Божии, так как в бесконечной жизни будут иметь власть упокоиться на древе жизни - Христе, Боге нашем, и насыщаться и наслаждаться Его созерцанием, когда сему не может воспрепятствовать никакая сила лукавая. И Апостольскими вратами, т. е. учением, они войдут в вышний град дверью истинною (Иоан. 10, 9), не прелазя инуде подобно пастырям - наемникам, но вводимые Привратником жизни.

XXII. 15.
Вне же псы и чародеи, и любодеи и убiйцы, и идолослужители и всяк любяй и творяй лжу.
A вне псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.

Псами здесь называются не только бесстыдные и неверные, и говоря вообще, злые делатели, которых оплакивает Апостол, но и возвратившиеся после крещения на свою блевотину. А посему наравне с прелюбодейцами, убийцами и идолопоклонниками будут отчуждены они от вышнего города.

Подписка на обновления: