Русская Идея

Архиепископ Андрей Кесарийский

Толкование на Апокалипсис

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

Об антихристе и о тех, которые вместе с ним ввержены в геенну.

XIX. 17.
И видех единаго ангела стояща на солнце: И возопи гласом велiим, глаголя всем птицам парящым посреде небесе.
И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце: и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба.

И о сем Ангеле думаем, что это один из высших, потому что прочим он повелевает радоваться о наказании грешных и о пресечении греха. - Птицами называются Ангелы по причине быстроты и высоты полета для исправления нашего и научения: ибо исполнение Божественной воли составляет для них Христоподражательную пищу. Они парят посреди неба, чтобы восход в него и предсказанное веселье были доступны и людям равноангельным, так как ходатайство их служит ступенью восхождения для находящихся внизу. Посему ими же Святые будут восхщены в сретение Господне.

XIX. 17. 18.
Прiидите и соберитеся на вечерю великую Божiю, да снесте плоти царей, и плоти крепких, и плоти тысяченачальников, и плоти коней и сидящих на них, и плоти всех свободных и рабов, и малых и великих.
Летите, собирайтесь на великую вечерю Божiю, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

Приидите и соберитеся на вечерю великую Божiю. Преимущественное желание Божiе, называемое и «благоволением и вожделенною Его вечерiю», состоит, во-первых, в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4) и обратились и живы были (2 Петр. 3, 9), а во-вторых, - чтобы получили наказание его заслужившие. Посему Христос назвал волю Отца Своим брашном (Иоан. 4, 34). Здесь же она называется Божiею вечерiю, ибо люди получат царство или наказание, т. е. что каждый желал получить за свои дела. - Съедением плоти показывается уничтожение всего плотского и исчезновение начальственных на земле имен. - О конях упоминает не потому, что они воскреснут и будут судимы, но для обозначения чрез них или людей женонеистовых, или находящихся во власти лукавства, или же тех и других. - Всадниками называет преимуществующих во зле, что далее и поясняет, говоря: свободных и рабов, малых и великих; ибо свободными и великими называет согрешивших много и по своему желанию, рабами же и малыми - согрешивших менее или по неразумию, или возрасту или нужде.

XIX. 19.
И видех зверя и цари земныя и вои их собраны сотворити брань с седящым на коне и с воинствы Его.
И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с сидящим на коне и с воинством Его.

Воинствующих вместе с дiаволом, хотя они составляют меньшую часть в сравнении с Ангельскими силами и равноангельньми людьми, по причине многообразности и многовидности греха, назвал во множественном числе - «воинствами», а последователей Христа, по единству их воли, стремящейся к угождению Богу, в числе единственном - «воинством».

XIX. 20.
И ят бысть зверь, и с ним лживый пророк, сотворивый знамения пред ним, имиже прелсти прiемшыя начертанiе зверино, и покланяющыяся иконе его.
И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению.

И ят бысть зверь и с ним лживый пророк. Хотя они вместе с послушными им царями и князьями противились Христу Спасителю, однако, быв покорены оба, - антихрист и лжепророк, сотворивший для более успешного принятия обольстителя знамения и чудеса, постигнуты были и объяты гневом Божiим.

XIX. 20.
Жива ввержена быста оба в езеро огненное горящее жупелом.
Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою.

Быть может, что они не подвергнутся общей смерти, но умерщвленные во мгновение ока будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых сказал Апостол, что они, будучи живы, вдруг, во мгновение ока, изменятся (1 Кор. 15, 52), так, напротив, сии два противника Бога перейдут не на суд, но на осуждение. Основываясь на словах Апостола, что антихрист будет убит духом Божественных уст (2 Сол. 2, 8), и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые толкуют сие иначе. Мы же утверждаем, что живые суть ублажаемые Даниилом, и что сии два, по пресечении Богом их власти, в неистлеващих телах ввержены будут в огнь геенский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением.

XIX. 21.
А прочiи убiени быша оружiем седящаго на коне, изшедшим из уст его: и вся птицы насытишася от плотей их.
А прочие убиты мечем сидящего на коне, исходящим из уст Его: и все птицы напитались их трупами.

Две есть смерти: одна - разлучение души с телом, другая же - ввержение в геенну. Применяя сие к воинствующим вместе с антихристом, не без основания предполагаем, что мечем или повелением Божиим им нанесена будет смерть первая - телесная, и уже за нею последует вторая; - и сие правильно! Если же это не так, то и они вместе с прельстившими их будут участниками второй смерти - вечной муки. - Насыщение плотию понимаем здесь в том же смысле, какого держались и ранее. И еще: как Бог сказал некоторым чрез Исаiю: бысте ми в сытость (Ис. 1, 14), так и для Святых неприятно, тяжко и мерзостно всякое плотское движение.

Подписка на обновления: