Русская Идея

XIII. 11.

И видех инаго зверя восходящаго от земли и имеяше рога два, подобна агнчым: и глаголаше яко змiй. И увидел я другого зверя, выходящего из земли, он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

Одни говорят, что зверь этот есть антихрист, другим думалось, что - сатана, а два рога его - антихрист и лжепророк. Если думают, что и лжепророк придет в своем лице, то не неуместным будет принять змiя за сатану, зверя, выходящего из моря - за антихриста, а зверя настоящего, по мнению блаженного Иринея, - за лжепророка. Выходит он из земной, скверной жизни и имеет подобные агнчим два рога, чтобы кожей овцы прикрыть убийственность сокрытого волка и потому, что вначале постарается иметь образ благочестия. О сем блаженный Ириней говорит так: «Об оруженосце, называемом и лжепророком, скажем, что он говорил, как змей. Ему дана власть знамений и чудес, чтобы, предшествуя антихристу, приготовил ему погибельный путь. Исцеление звериной язвы, говорим, есть или кажущееся соединение на короткое время разделенного царства, или скоропреходящее восстановление антихристом господства сатаны, разрушенного крестом Господним, или мнимое воскрешение кого-нибудь умершего из близких ему. Будет же говорит, как змiй, ибо соделает и проговорит то, что свойственно начальнику зла - дiаволу».

ХIII. 12 и 13.

И власть первого зверя всю творяше пред ним: и творяше землю и вся живущыя на ней поклонитися первому зверю, емуже исцелена бысть язва смертная. И сотвори чудеса велика, да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки. Он действует пред ним со всею властью первого зверя, и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела. И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми.

Предтеча отступника - лжехриста волшебством и обманом будет совершать все к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога, как прославленного совершителя таковых чудес и удостоившегося несомненной славы, на подобие Крестителя, приводившего верующих к Спасителю: ибо и лож для прельщения людей пытается подражать истине. - Посему нисколько не удивительно, что для обольщенных очей видим будет огонь, сходящий с неба, так как еще из истории Иова знаем, что, по Божию попущению, действием сатаны снизошел огонь с неба и сжег его стада (Иов. 1, 16).

XIII. 14.

И льстит живущыя на земли, ради знамений, яже дана быша ему пред зверем творити. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле.

Прельщает, говорит, тех, которые имеют постоянное пребывание сердца на земле; приобретших же жительство на небе не обольстит чувство, они совершенно утверждены предсказанием о его пришествии.

XIII. 14-17.

Глаголя живущым на земли, сотворим образ зверю, иже имать язву оружную и жив бысть. И дано бысть ему дати дух образу зверину, да проглаголет икона зверина, и сотворит, да иже аще не поклонятся образу звериному, убiени будут. И сотворит вся малыя и великiя, богатыя и убогiя, свободныя и работныя, да даст им начертанiе на десней руце их или на челах их. Да никтоже возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертанiе, или имя зверя, или число имене его. Говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их: и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его.

Есть повествования, что волшебством бесы нередко говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод и проч., даже, быть может, и чрез мертвые тела, как Римлянам показал Симон волхв в присутствии великого Петра, который обличил обман, показав, как восстают мертвые, чрез тех, коих воскресил он сам. Посему нет ничего несообразного, что и оруженосец или предтеча антихриста, действующий при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, повелит избивать ему непоклоняющихся и постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника и обольстителя на правых руках для пресечения делания правых и добрых дел, а также и на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме. Но его не примут запечатленные на лицах Божественным светом. - И будет распространять печать зверя везде - и в купле и в продаже, чтобы не принявшим ее последовала насильственная смерть от недостатка необходимого.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»