Русская Идея

ХIII. 1.

И стах на песце морстем: и видех из моря зверя исходяща, имуща глав седмь и рогов десять, и на розех его венец десять, а на главах его имена хулна. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять дiадим, а на головах его имена богохульные.

Иные под зверем разумели некоторую нижайшую силу сатаны, имеющую власть над прочими демонами, а под выходящим из земли после него - антихриста. Мефодий, Ипполит и другие принимают настоящего зверя за самого антихриста, выходящего из много - мятущегося и сильно волнующегося сего житейского моря. - Десять рогов с венцами и семь глав показывают на тождество дiавола с самим антихристом (ибо и выше сие отнесено к нему же), а также на разделение земного царства в последнее время на десять царств и на соответствующее сему мiру царство седьмое, измеряемое семью днями и, как подтвердится ниже, разделяемое на семь преемств. Потому действующий в нем сатана и назван князем века сего. Его хульное имя видимо на главах его, т. е. на помощниках и слугах его, ибо они не переставали хулить Бога от начала до появления Великого и благочестивого Константина, после которого злохулителями Христа были Юлиан и Валент.

XIII. 2.

Зверь, егоже видех, бе подобен рыси, и нозе ему яко медведи, и уста его яко уста львова. Зверь, которого я видел, был подобен барсу, ноги у него, как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва.

Рысью - означается царство Греческое, медведем - Персидское, а львом - Вавилонское, над ними будет владычествовать антихрист, который, придя, как Римский царь, разрушит их владычество, когда увидит глиняные персты их, коими знаменуется слабое и удоборазрушаемое деление одного царства на десять частей.

ХIII. 2.

И даде ему змiй силу свою и престол свой и область великую. И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

Ибо сатана, сей мысленный змей, для погубления неутвержденных даст антихристу всякую силу в ложных знамениях и чудесах.

XIII. 3.

И видех едину от глав его яко заколену в смерть, и язва смерти его исцеле. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена; но эта смертельная рана исцелела.

Словами «видех едину от глав его заколену в смерть» указывается или на то, что кто-нибудь из князей его, будучи умерщвлен, посредством чарований антихриста и ослепления, ложно показан будет воскрешенным, как сделал Симон волхв и был обличен верховным Апостолом Петром, - или что царство Римское, потерпев от разделения как бы некоторое умерщвление, от единовластия (антихристова), на подобие кесаря Августа, окажется возставшим.

XIII. 3. 4.

И чудися вся земля во след зверя, и поклонишася змiю, иже даде область зверю. И поклонишася зверю, глаголюще: кто подобен зверю и кто может ратоватися с ним. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю. И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?

И чудися вся земля. - Явленное ложно антихристом чудо будет приписано действующему в нем дiаволу, чрез него и змею будут покланяться; чрез него же для ослепленных умственными очами он окажется воскрешающим мертвых и совершающих чудеса.

XIII. 5. 6.

И даны быша ему уста, глаголюща велика и хулна: и дана бысть ему область творити месяц четыредесять два. И отверзе уста своя в хуление к Богу, хулити имя Его, и селение Его и живущия на небеси. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

Сорок два месяца показывают, что, попущением Божiим, три с половиною года будет иметь власть хулить Бога и озлоблять Святых. - Селение Божiе есть пребывание Бога Слова во плоти, т. е. воплощение и покой во святых, на которых, равно и на Ангелов, он обратит свое хуление.

ХIII. 7. 8.

И дано бысть ему брань творити со Святыми и победити я: и дана бысть ему область на всяком колене (людей) и на языцех и племенех. И поклонятся ему все живущие на земли, имже не написана суть имена в книгах животных Агнца заколеннаго от сложения мiра. И дано было ему вести войну со Святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланнаго от создания мipa.

И дана бысть ему область на всяком колене и на языцех. - Приложить власть свою ко всякому племени и народу, но овладеет одними теми, имена которых не вписаны в книгу живота.

XIII. 9. 10.

Аще кто имать ухо, да слышит. Иже аще в пленение ведет, в пленение пойдет: аще кто оружием убиет, подобает ему оружием убиену быти; зде есть терпение и вера Святых. Кто имеет ухо да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем. Здесь терпение и вера Святых.

Если кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен. Каждый, говорит, получит соответствующее делам воздаяние: так, готовые сделать зло ближнему будут пленены дiаволом и подвергнутся душевной смерти от сатанинского меча, ибо, как говорит великий Петр, имже кто побежден бывает, сему и работен есть (2 Петр. 2, 19). - Имеющие же чистую, нескверную веру и твердое в искушениях терпение не будут изглажены из книги жизни. - Соучастниками их быть да удостоит всемилостивый Бог и нас, которые страдания настоящей жизни считаем ничтожными в сравнении с имеющею явиться Святым славою, и мужественно проходим тесный путь, чтобы, достигнув на конце его в будущем веке славы, покоя и обширности, воцариться со Христом, с Которым Отцу, со Святым Духом, подобает всякое благодарение и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»