Выбрать шрифт:
Некоторые говорят, что под звездою, спавшею с неба на землю, и предназначенную для суда Иосафатову долину, разумеется посланный для наказания Ангел Божий; студенец бездны означает геенну; дым из него исходящий - что для мучимых солнце и воздух будут не видимы; прузи - это черви, о которых сказал Пророк: «червь их не скончается» (Исаия, 66, 24). - А что не вредит травы земныя, но человеки точею, так сие потому, что вся тварь освободится от тления, ради нас которому ныне рабствует. - Но да муку приимут пять месяцев, т. е. будут тяжко и жестоко мучимы только некоторое определенное время, притом же - легче, но вечно. О звезде я думаю, что это есть Божий Ангел; он, по Божию попущению, выведет из бездны осужденных злых демонов, которых Христос, воплотившись, связал, чтобы они, соделавши свое пред кончиною, потом подверглись бесконечному мучению. - Дым - мрак, предшествующий производимым, по наущению их, злым делам, по совершении коих дана им будет власть мучить людей. - Помраченiе солнца и воздуха указывает на душевное ослепление людей, наслаждающихся светом их, или на разжженную любовь во время страданий, так как находящимся в скорби и свет бывает тьмою. - А что мысленные прузи (саранча) уязвляют людей подобно скорпионам, так сие означает, что в конце злых дел сокрыта душевная смерть, которой подлежат все не отличенные на лицах Божественною печатью и не освещенные чрез посредство Святого Духа просвещением животворящего Креста, так чтобы, по слову Владычнему, свет их светился пред человеками к прославлению Божественного имени (Мф. 5, 16). - Пять месяцев мученiй означают, думаем, или их непродолжительность, ибо, по слову Владыки, «аще не быша прекратилися днiе оны, не бы убо спаслася всяка плоть» (Мф, 24, 22), - или некое время пятеричное ради соответствия пяти внешним чувствам, которыми грех привходит в человека, - или время определенное, но известное одному Богу.
И взыщут человецы смерти. - Сим указывается на мучительность страданий, так как призывание смерти свойственно людям находящимся в скорбях. - А что она не приходит, хотя они ее и желают, так сим показывается, что зависит это от определения Божия, которое горечью посылаемых бедствий считает удобным сделать ненавистным для людей грех - самую причину сих и посредство.
Некоторые по причине всего выше и далее сказанного под упомянутою саранчою разумели наказующих Божественных Ангелов, иносказательно изображаемых в каждом изречении, или ради страха и ужаса, или ради быстроты и наказания, подвергающего достойных мучениям в геенне. Я же предполагаю, что под сими пругами правдоподобнее разуметь злых бесов, приготовившихся на брань с нами и, как знаки победы, носящих на голове златовидные венцы, которыми и мы, когда покоримся, думаем, увенчаемся, как получившие через удовольствия худую победу. - Женские волосы свидетельствуют о бесовском сладострастии и возбуждении к блудодеянию, львиные зубы - о их убийственности и ядовитости; железные брони - о жестокосердии их.
Если шум от мысленных пругов сравнивается со стуком военных колесниц, то думаем, что по причине высоты и быстроты их, ибо, как говорит божественный Давид, они борют нас с высоты. - Уподобленные же скорпииным ошибы их (хвосты) указывают на следствия грехов, порождающих душевную смерть: «ибо грех содеян рождает смерть» (Иаков. 1, 15). - Чрез него же находит на людей и пятимесячная скорбь, таким временем ограниченная или по краткости в сравнении с веком будущим, или, как ранее говорили, по соответствии пяти чувствам. - Под царем их следует разуметь диавола, по истине губящего ему покоряющихся. - А чтобы с ним вели мы непримиримую брань, угрожает, говоря, что после сего придут на нас два горя.