Русская Идея

VIII. 8. 9.

И вторый Ангел воструби, и яко гора велика огнем жегома ввержена бысть в море: и бысть третья часть моря кровь. И умре третiя часть созданiй сущих в мори, имущих душы, и третiя часть кораблей погибе. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Сим, сообразуясь с мнениями некоторых, свидетельствуется, что по воскресении море с живущими в нем будет гореть очистительным огнем. Если указание на третью часть и является здесь несообразным, ибо, как сказано, мучимых будет больше, чем спасаемых, то несоответствие такое может быть устранено, если сии слова отнести к настоящей жизни, которая образно и называется морем. Тогда и подтвердится, что третья часть всех живущих погибнет, ибо по бездне Божественных судов одни будут наказаны скоро, а другие, по долготерпению, введены будут к покаянию и обращению. - Под горой, полагаем, следует разуметь диавола, который, будучи на нас распаляем яростью и соблюдаем для геенны, во время своего попущения рассеет и погубит в море третью часть островов, кораблей и живущих в нем, как никогда сделал с Иовом; ибо он, по Божественному праведному суду, есть враг и мститель, так как «кто кому повинится и покорится, тот тому и поработает» (2 Петр. 2, 19).- Ничего, наконец, нет странного и с разумом несообразного, если смерть душевная посылается и на тех, которые в море хулят Троицу делами жизни и словами.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»