Социализм в государственном и общественном отношении
Часть XI
Если период вражды и революций действительно завершится наконец
новой эрой солидарности, то что же может сказать история будущего, подводя итоги
социализму XIX и XX веков? Мне кажется, что эти итоги полезного и вредного,
принесенного им к нашей общественности и государственности, могут быть сведены к
следующим пунктам:
- Социализм с начала XIX века будил человеческую мысль и совесть
обличением несомненных несправедливостей и неустройств современной жизни. Он
напоминал современному человеку, что у нас пребывают в омертвении наши
собственные идеалы. Все это способствовало оживлению общественной работы по
оздоровлению строя нашей жизни.
- Социализм обратил внимание современников на огромное значение
экономических условий. Это способствовало появлению стремления понять
их и регулировать сообразно нуждам современного человека и общества.
- Социализм много сделал для организации рабочего класса. Там, где
рабочие не были достаточно активны для того, чтобы при этой организации
освободиться от ферулы социалистической интеллигенции, они, пожалуй, тоже
попадали в зависимость и вредную, и опасную. Но там, где рабочая организация
становилась самостоятельной, не непременно «социалистической», а «рабочей»,
она была источником не только своего, а всеобщего блага.
- Социализм, хотя и посредством крайних теоретических преувеличений, обратил
внимание современников на необходимость усиления коллективного начала в
обществе, которое было чрезмерно индивидуализировано.
- Социализм был причиной, напомнившей государству буржуазного строя
его социально-экономические обязанности. Хотя большинство социалистов мечтало
о разрушении государства, однако были среди них и такие люди, как Луи Блан и
Лассаль, ставившие государству высокие цели.
- При этом даже и самый призыв к революции, сделанный социализмом, имел свои
полезные стороны, так как опасностью угрозы заставил подумать о
справедливости даже тех, которых совесть и разум не были достаточно чутки к
добровольному исполнению требований справедливости.
Таковы полезные для общества и государства последствия
социалистического движения XIX и XX веков. Но, переходя к пассиву социализма,
должно сказать, что он к каждой капле своего меда подливал слишком много
дегтю.
- Он заставляет человека забывать свою высокую природу. Он отрицает личность
как начало самостоятельное и творческое. Этим он ведет и к действительному
принижению личности, которая не может развиваться у человека, уверовавшего в
ее ничтожество и полную зависимость от внешних условий.
- Социализм уничтожает общечеловеческую нравственность и воспитывает вместо
нее классовое товарищество, для которого всякий чужой уже не брат. Достигнутое
долгим и трудным историческим процессом чувство общечеловеческого братства
социализм подрывает и этим низводит человека на те первобытные ступени этики,
где он не умел еще различить себе подобного вне своего кружка или стада.
- Так воспитывая личность, социализм отнимает у нее же самой способность к
независимости, вырабатывает человека, рабствующего перед кружком. Такая
личность уже не постоит за правду, хотя бы и против всего мира. Этим и для
общества вырабатывается плохой гражданин, «куртизан» перед царем или народом,
а не смелый стоятель за правду и благо.
- Социализм совершенно не признает никакого человеческого права, ни личного,
ни народного. У него одна мерка: выгода или невыгода для партии. Он решается
насильственно завоевать общество, его не желающее, и заставить людей жить так,
как он сам укажет. Не то право, которое люди сами вырабатывают для себя, а
свое мнение считает он решителем чужих судеб. В этом презрении к чужому праву
социализм доходит до отнятия у людей свободы действий, имущества, созданного
даже трудом, даже детей у родителей. Такое полное презрение к праву других
людей мы знаем лишь в истории завоеваний самых свирепых варваров. В истории же
внутренних гражданских отношений мы даже и не знаем примеров такого насилия
над согражданами и такой готовности на измену нации. Этим социализм, даже еще
и не господствующий, вносит постоянную язву развращения в наше общество и
государство.
- Для построения будущего общества социализм прибегает к коммунизму, который
за всю историю человечества постоянно доказывал свою несовместимость с
производительностью труда и в многочисленных опытах самого социализма всегда
приходил к банкротству общин.
- Такое предприятие свое, явно осужденное на банкротство по растрате
скопленных человечеством капиталов, социализм хочет привести в исполнение
насильственно, не останавливаясь ни перед какими средствами. Этим он вынуждает
и наше общество отвлекаться от улучшения своего строя и удовлетворения
народных нужд на защиту свою от заговоров, измен и революций со стороны
социализма, тратя средства, время и силы государства на вечное бодрствование
на страже. Этим у нашего общества и государства отнимается непроизводительно
огромное количество силы и средств.
Таков пассив социализма, постепенно все более и более превышающий его актив.