Русская Идея

Судьба Царей и Царств

Давид, передавая Царство сыну Соломону, сказал между прочим: «да утвердит Господь еловое, еже рече о мне, глаголя: аще сохранят сынове твои пути своя, еже ходити предо Мною во истине всем сердцем своим, и всею душею своею, – не искоренится тебе муж с престола Израилева» (3 Цар. 2, 4). Вот судьба Царя и Царского племени, которые в слове Божием представляются образцом! Соломон в свою чреду писал: «правда возвышает язык, умаляют же племена греси» (Притч. 14, 34). Вот общая судьба Царств и народов!

Нельзя подумать о всеправедном Царе Небесном, чтоб Он, воздавая каждому в отдельности человеку по делам его, не воздавал целым Царствам и народам – по их делам правды или греха, господствующему в них благочестию или злочестию, добродетелям или порокам, ознаменовывающим свойство того или иного народа, состояние того или другого Царства. Удобнее представить человека как отдельную личность без воздаяния в настоящей жизни, потому что для человека есть иная жизнь, в которой воздаяние по делам его совершится, – нежели представить Царство и народ без воздаяния в земной судьбе их – по правде или грехам Царства и народа, ибо как для земных Царств и народов нет другого Царственного и народного бытия, кроме земного, то не иначе, как в сем земном бытии, должно совершиться над ними дело правды Божией. По свойствам Божиим, действующим в Божественном правлении мира, необходимо, чтобы добро или зло в нравственной жизни Царства и народа вело за собою добро или зло и в бытии государственном, а именно: чтобы правда, или добродетель, возвышала язык, т.е. доставляла благоденствие народу; и чтобы умаляли, т.е. в низкое или бедственное состояние приводили, племена греси.

Что так бывает на самом деле, можно видеть в действительном бытии Царств и народов, особенно тех и в те времена, в которых и в которые правда или грехи достигают высокой степени силы и действия. Благословен Бог, Который доныне правдою возвышал язык наш, россияне! Сила благодати Его да умалит в нас умаляющие племена грехи!

Святитель Филарет Московский (Дроздов),
«Христианское учение о царской власти
и об обязанностях верноподданных»