Выбрать шрифт:
Теперь примерим на нашу эпоху и обдумаем картины последних времен, открытых нам в Священном Писании.
Уже в книге пророка Даниила (она основополагающая в христианской эсхатологии; на нее ссылался Сам Христос в проповеди о конце света – Мф. 24:15; Мр. 13:14) подробно описывается конец истории и его смысл. Бог открыл пророку, «что будет в последние дни» – сначала во сне вавилонского царя в образе огромного истукана: «У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его – медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные». Он стоял, «доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их», а «железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах... ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великой горою и наполнил всю землю» (Дан. 2:28–35).
Пророк Даниил поясняет, что разные части истукана означают сменяющие друг друга четыре земных царства, после которых «во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).
По общепринятому толкованию восточных и западных святых отцов (применительно к центру мiра) речь идет о следующих царствах: 1) Ассиро-Вавилонское, 2) Мидо-Персидское, 3) Македонско-Греческое и последнее – 4) Римская империя, которая будет разрушена вместе со всем земным грешным мiром во втором пришествии Христа ради вечного Царствия Небесного. Поскольку именно четвертое царство примет на себя заключительный удар камня (в ноги истукана), то отсюда очевидно, что Римская империя будет существовать до конца истории как последняя империя.
Это убеждение многократно отражено в святоотеческом предании (его разделяли святые: Ипполит Римский, Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, блаженные Феодорит и Иероним и др.). На этом основании и старец Филофей, излагая учение "Москва – Третий Рим", писал: «Ромеиское царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася» (то есть был вписан в число жителей при переписи во времена императора Августа).
Таким образом, последнее Римское царство тут выступает не как конкретное территориальное государство, а как организующий человечество преемственный должный принцип всемiрного государства (даже если ему не удается распространиться на все народы или они отпадают от него), таинственным образом связанный со всем многонациональным христианским мiром и со всей продолжительностью христианской истории – от первого до второго пришествия Христа. Поскольку сам Христос стал жителем этой по сути вселенской империи, связав ее таким образом со Своим замыслом о дальнейшей истории человечества, вплоть до ее конца, постольку Римское царство – последнее.
В этой связи примечательно и то, что именно накануне воплощения Христа римская республика была провиденциально превращена в монархическую империю Юлием Цезарем (после чего имя цезаря, кесаря, стало нарицательным для обозначения монарха); и то, что в предвидении ее христианизации к ней были провидчески отнесены слова апостола об "удерживающем" (который просуществует до пришествия антихриста в конце мiра); и то, что именно в Римской империи Христос основал Свою Церковь (Тело Христово), которую «врата ада не одолеют».
Однако тут есть проблема. Общее такое святоотеческое понимание Римской империи в ее удерживающем качестве явно положительное. Тем не менее другие ее образы в Священном Писании, относящиеся к тому же "железному" царству в его последние дни, даются с ужасными чертами как оплота антихриста.
Так, во втором видении Даниила три первых царства отождествляются со львом, медведем и барсом, а четвертое – некий «зверь четвертый, страшный и ужасный, и весьма сильный; у него – большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него... И вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно».
В объяснении одного из «предстоящих» Богу, сказано: «Зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени». После чего зверь будет убит и «Сын Человеческий» получает для святых от Бога Отца «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7).
Это описание последних дней истории продолжается в Апокалипсисе апостола Иоанна, где также показан красный «зверь с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах имена богохульные... И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю... И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца... И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца» (Откр. 13).
Далее дается пояснение: «Семь голов его суть... семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмый, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов... суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час; они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю...» (Откр. 17).
Безспорно, что дракон – это сатана, а зверь – его антихрист. Но какие "цари" тут имеются в виду под семью головами зверя (они же «семь гор», на которых сидит жена–блудница), – судить трудно; мнения толкователей противоречивы. Во всяком случае, эти семь "царей" явно не имеют отношения к четырем царствам в видении Даниила.
Учтем также, что число семь используется в Священном Писании для обозначения некоей символической полноты (начиная с семи дней творения мiра – до снятия семи печатей в конце мiра, семи ангелов с семью трубами и семью чашами, семи громов, семи язв). В Откровении упоминаются также у Агнца-Христа «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных на всю землю» (гл. 5:6), семь звезд как семь Ангелов церквей и семь светильников как семь церквей вокруг Христа (гл. 1) – что означает духовную полноту вселенской Церкви, в которой также семь Таинств. Возможно, по аналогии с этим семь голов антихриста означают полноту противоположности семи церквам и семи духам Божиим – символический образ всех антихристианских сил истории, которыми пользовался диавол, борясь против Церкви и ее православной государственности (например: языческие императоры против первых христиан, татаро-монголы против Руси, магометане против Византии, масонство и Наполеон против России в XVIII–XIX веках и т.п. – вплоть до богоборческого большевизма и нынешней жидовствующей империи США).
Под десятью же царями при воцарении антихриста можно понимать его наместников в главных государствах последнего времени, добровольно объединенных единой идеологией служения антихристу.
При виде этих ужасных картин невольно возникает мысль, что "железное" царство-зверь не может относиться к Римскому. Поэтому некоторые толкователи предлагают понимать под разбивающим истукан «камнем» само Христианство, разрушающее языческий мiр то ли в первое пришествие Христа, то ли в момент христианизации Римской империи. Но ведь тогда христианство не разрушило «все царства», и это еще не было «последними днями» истории с наступлением «вечного» царства – как это описано у пророка Даниила. И во втором видении страшный "железный" зверь (он соответствует железной части истукана) относится именно к «последним временам»: десять царей должны быть современниками "зверя"-антихриста, ибо «примут власть со зверем, как цари, на один час», и сам "зверь"-антихрист появляется именно в конце истории и побеждается Христом в Его втором пришествии.
Это противоречие между страшным обликом последнего "железного" Римского царства и православным пониманием удерживающей миссии Третьего Рима, по нашему мнению, можно устранить следующим образом.
Во-первых. Как уже сказано, библейские прообразы могут в той или иной мере относиться к разным явлениям на разных уровнях обобщения. Поэтому нам не столько важно, к каким именно историческим царствам, предшественникам Рима, относить первые три части истукана, – важен конечный смысл: завершает земную историю все более слабеющая Римская империя. В поочередной смене в истукане более благородных металлов на менее благородные, вплоть до глины, можно видеть также и общий символ апостасийного разложения человеческой государственности как таковой, без применения к указанным четырем царствам – ведь не были же они благороднее Римского. Образ неодушевленного истукана может указывать и на то, что государственность – лишь форма, не обладающая абсолютным значением.
Во-вторых. "Железная" Римская империя в видении Даниила внешне не обнаруживает в себе достойного православного периода, поскольку, возможно, после воцерковления Империи православная государственность уже является составной частью Церкви (где Государь – "епископ внешних дел Церкви"), – а к Церкви данный истукан не относится. Пророк Даниил лишь говорит, что «вечное» Царство воздвигается Богом уже «во дни тех царств» – это, возможно, подразумевает существование и ветхозаветной Церкви в языческие времена, и христианской Церкви на всем последующем протяжении истории до ее конца. О Церкви же и верных христианах говорится в других местах Священного Писания как о новозаветном Израиле и "народе Божием".
В-третьих. Страшный облик "железного" зверя в последние времена объясняется просто: все больше обольщая людей и подражая Христу, сатана похитит у Бога и наполнит иным содержанием уже и огромную территорию и структуры римской государственности, как ранее похитил богоизбранный народ и совратил богоносный. (Этот смысл можно видеть и в изображении Даниилова четвертого зверя в Третьей книге пророка Ездры, гл. 11-12, – в виде трехглавого орла, которого Господь «поставил царствовать в веке Моем», но затем тот стал угнетать народы вселенной.)
Уже в описании пророком Даниилом последней империи (в нижней части истукана) к концу времен обнаруживается некая двойственность и разделенность: сначала во внешней форме (две голени истукана), а затем и в составе материала – из глины и железа: «Ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, частью из железа, то будет царство разделенное... И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною» (Дан. 2:40–43).
Две голени толковали как восточную и западную части Римской империи: именно это разделение было судьбоносно для христианской эпохи. Если так, то в крепком железе сначала еще можно видеть сохранявшееся даже в западных монархиях удерживающее назначение власти: сокрушать силы зла. Однако примешивающаяся далее глина – явно апостасийный признак духовного ослабления государственности. Причем это касается всех десяти пальцев обеих ног, которые, похоже, соответствуют десяти апокалипсическим рогам-государствам (возможно, эту цифру не следует понимать буквально), возникающим из обеих частей империи.
Западная часть Римской империи (в I–V вв. в нее входила и Англия) имела свою преемственность в виде "Священной Римской Империи", разделившейся затем на Германию, Австрию, Францию, Италию и т.д., которые распространили западноевропейскую цивилизацию на новые континенты, создав и США (их можно считать кульминацией апостасийной линии римской преемственности). Преемственность от восточной части Империи перешла через Византию к России, выродившейся затем в СССР, и к его осколкам, включая главный: РФ – ныне явно апостасийную государственность, подражающую США (историческую Россию в качестве Третьего Рима мы отличаем от нынешней РФ).
Таким образом, в последние времена (когда "удерживающий" взят и железо становится орудием сатаны) и в пророчестве Даниила, и в Апокалипсисе под "десятью рогами" можно понимать преемников обеих линий римской государственности, которые «примут власть со зверем, как цари, на один час». А также, возможно, и части народов трех предыдущих империй, поскольку четвертый, железный зверь всесмесительно соединяет в себе их черты (льва, медведя и барса – ср.: Дан. 7; Откр. 13:2). Антихрист постарается контролировать максимальное число стран, хотя, быть может, и не обязательно все в одинаковой степени, ибо малоразвитые народы для него вряд ли будут представлять такой же интерес, как ведущие – христианские по происхождению. Кто конкретно войдет в десятку государств – определится накануне воцарения антихриста. Для захвата всемiрной власти антихрист, утвердившись через малый высокомерный "рог", преодолеет сопротивление трех из этих государств, «исторгая их с корнем», а остальные подчинит.
Трудно сомневаться в том, что этот "рог" – иудейское государство Израиль, которое ждет и воплотит антихриста.
Прообразом прорезания этого "рога" было зарождение «еврейского национального очага в Палестине» в результате Первой мiровой войны, по решению Лиги наций; оно сопровождалось «исторжением с корнем» трех империй, участвовавших в войне: российской, австрийско-германской (их можно объединить в одну союзную немецкоязычную) и оттоманской (из территории последней и была вычленена Палестина). Но это, видимо, был лишь прообраз апокалипсического «исторжения» государств будущего.
В числе государств, которые будут «исторгнуты с корнем» как мешающие установлению царства антихриста, могут оказаться, например, мусульманские государства, занимающие территории будущего "Великого Израиля" (от Нила до Ефрата), или в общемiровом масштабе – объединенная Европа и Япония как глобальные конкуренты – их «исторжение» может быть произведено финансовым крахом. Да и США могут оказаться в числе ненужных, ведь они не имеют собственной ценности в еврейских глазах, это государство нужно мiровой закулисе лишь как силовой инструмент для установления мiрового господства. С подавлением всех национальных очагов сопротивления и с установлением эффективного механизма финансово-экономического и информационного контроля еврейства над мiром столица антихристианской мiровой империи переместится из США в центр антихристианства – талмудическое государство Израиль и надобность в сохранении США как скомпрометировавшего себя, привилегированного и очень затратного (потребляющего 40 % мiровых ресурсов) государства может отпасть. Оставшиеся же государства из десятки (впрочем, скорее всего это число символично) не будут извергнуты как лояльные и менее важные.
Итак, в последние времена сатане удастся похитить внешнюю глобальную форму римской государственности, но это не может отменить существование подлинного – Третьего – Рима. Так же, как похищение им значительной части Церкви и превращение ее в "прелюбодейную жену" не отменит существование подлинной Церкви, которую «врата ада не одолеют» (Мф. 16: 18).