Русская Идея

В 1996 году первый президент РФ Ельцин поручил своим мыслителям-политтехнологам «разработать российскую национальную идею», ибо: «у нас ее сейчас нет. И это плохо» [1]. Плоды их творчества мы далее покажем в этой книге.

Сейчас же отметим, что большинство предлагаемых ныне "национальных идеологий" сводится к тому, что страну надо сделать сильной, богатой и здоровой – и что ей плохо быть слабой, бедной и больной. В этой цели сходятся представители самых разных воззрений: коммунист Зюганов и антикоммунист Солженицын с идеей "сбережения народа"; агностик И. Чубайс, издавший трактат о "новой России", и называющий себя "православным игуменом" обновленец, настаивающий на присоединении России к «постхристианскому... американо-европейскому цивилизационному пространству» [2]; и язычник В. Авдеев, провозгласивший "преодоление христианства" под лозунгом: «Цель нации – сама нация». Собственно говоря, к этому лозунгу сводятся все подобные трактовки национальной идеи. Однако непонятно, почему естественное стремление любого народа "быть здоровым и сильным" следует считать национальной идеей. Такое стремление ничем не отличается от цели любого биологического организма.

Подлинная национальная идея осознается в сравнении того, чем цель существования данной нации отличается от других. Она требует нравственного оправдания существования своей нации в мiре. Поэтому она содержит в себе более высокие цели и ценности, чем биологическое существование народа, и направлена на служение им, порою очень жертвенное и связанное с материальными потерями. Только в таком служении и заключается оправдание жизни как отдельного человека, так и отдельного народа. Поэтому подлинная национальная идея – это идея религиозная, выходящая за пределы материального и временнόго мiра.

Русская идея неразрывно связанна с Православием. Однако даже в числе православных авторов, пишущих о национальной идее, многие ограничиваются утилитарными критериями государственной пользы, укрепления народной нравственности, верности традициям предков. Такими понятиями могут оперировать сторонники любой религии и любой традиции, независимо от того, насколько она истинна. Суть же русской идеи именно в служении Истине.

Подлинный ее масштаб: только в рамках христианского учения о сотворении мiра и человека, о свободе воли и злоупотреблении твари ею, об истоках добра и зла – можно понять смысл истории и место России в нем. Этот масштаб истории – от Адама до антихриста – вообще основа всякого гуманитарного знания, без чего, тем более, невозможен разговор о русской идее, которая есть Замысел Божий о России и ответное постижение нами и осуществление этого Замысла как нашего национального идеала и призвания в истории человечества. Поэтому национальную идею нам надо не изобретать, а вновь осознать, завещанную предками.

В наше время глобализации внутренняя и внешняя политика государств потеряли четкие границы и слились воедино. Для верного понимания этого процесса и действующих в нем сил, тем более, необходимо знание о духовной природе мiра, в котором мы живем. Поэтому, предполагая, что не все наши новые читатели в достаточной мере владеют этими знаниями, которые Самим Богом открыты людям в Священном Писании, осмыслены трудами святых отцов и хранимы в учении и предании Православной Церкви, позволим себе начать с напоминания некоторых важных основ.

Да и странно было бы оставлять без внимания эти христианские основы в рассуждениях о месте России в мiре, поскольку главные ее разрушители в ХХ веке – и богоборцы-большевики (Ленин с Троцким), и идеологи антихристианской мiровой закулисы (Хантингтон с Бжезинским и Фукуямой) – считают именно Православие своим главным врагом. Видимо, они, в отличие от их последователей в нынешней РФ – коммунистов и демократов, знают о России какую-то тайну, которая побуждает их к такой ненависти. Давайте же подумаем о ней и мы, читатель. А если она Вам известна – применим это знание к новым событиям в ускоряющейся перед своим концом земной истории. Если же вы не верите ни в Христа, ни в пришествие Его противника, антихриста, то вам все же будет полезно ознакомиться с той системой духовных координат, в которых создавали Россию наши предки, в которых она обрела свое вселенское величие, в которых и сегодня православные надеются спасти ее для выполнения ее последней миссии, а наши вечные противники хотят окончательно погубить.

Михаил Назаров, «Вождю Третьего Рима»

Литература и комментарии:


[1] Независимая газета. М., 1996. 13 июля.
[2] Иннокентий (Павлов), игумен. Истоки русского бреда // Независимая газета. 1996. 31 авг. С. 6.