|
* * *
[48]
Изложив все то, что в свое время уже исполнилось и свершилось, пророк [Даниил], желая указать на последние времена, возвещает нам затем еще Другую тайну. 0н говорит следующее: и восстанет иной бесстыдный царь и вознесется над всяким богом, и возвеличится, и будет говорить напыщенно, и будет править, пока не совершится гнев, бывающий в конце. И о всяком боге отцов своих не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличится выше всех. И бога Мазоима на месте его прославит, и бога, которого не знали отцы его, почтит золотом и серебром, и дорогими камнями, и умножит [их] славу, и покорит им многих, и землю разделит в дары. И спасутся от руки его Эдом и Моав, и начало сынов Аммоновых. И прострет руку свою на земли; не спасется и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта, Ливийцев и Эфиопов в твердынях их... И раскинет скинию свою в Эфадано между морями, на горе святой Савей, придет даже до части ее (Дан. 11:36—39,41—43,45).
[49]
Все это в таком виде пророк повествует об Антихристе, как он, бесстыдный, бранолюбивый тиран, будет стремиться поставить себя выше всякого божества; как он, хвастаясь своею силою, разрушая неприятельские укрепления и гордясь золотом, серебром и драгоценными камнями, будет произносить надменные речи пред Богом и будет желать, чтобы только ему одному поклонялись как Богу. О нем свидетельствует все Писание; его, который придет на погибель многих, предвозвестили пророки, согласно с ними свидетельствовал о нем и Господь, и так же точно учили о нем и апостолы, а Иоанн в Откровении прикровенно обозначил даже имя его.
Господь назвал его мерзостью запустения, а апостол [Павел] учил, что пришествие его будет по действию Сатаны. Он разрушит и опустошит город Тирский, завоюет и уничтожит землю Египетскую, разрушит до основания всю страну Ливийскую, а царя Эфиопского со всем войском истребит мечом. Возвысившись над всеми царями и всяким божеством, он [заново] построит город Иерусалим и восстановит разрушенный храм, а всю страну и приделы ее возвратит Иудеям. Затем, освободив их от ига народов, он объявит себя царем их, — и тогда неверующие будут преклонять пред ним колени свои и поклоняться ему как Богу. Не разумея сказанного пророком [Даниилом], что он именно обманщик и лжец, они ошибочно будут думать, что он Христос. Посему-то и говорит Иеремия: за то, что не поверили истине, будет говорить людям сим и Иерусалиму дух заблуждения (4:11). Посему же, зная заблуждение народа и будущее действие Сатаны, сказал и апостол: когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут (1 Фес. 5:3).
[50]
Он убьет двух свидетелей и предтеч Христа, которые будут возвещатъ Его славное пришествие с небес, как сказано через пророка: и дам двум свидетелям Моим, м они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Отк 11:3). Об этом же сказано у Даниила: и утвердит завет многим одна седмина, а в половине седмины отнимется жертва возлияние (9:27). Здесь указывается седмина, разделенная на две [половины] потому, что в продолжение трех с половиной лет будут проповедовать эти два свидетеля, а в остальную часть седмины будет враждовать со святыми и опустошит весь мир Антихрист. И так исполнится сказанное: и дастся мерзость запустения на тысячу двести девяносто дней. Влажен терпящий во Христе и достигший тысячи трехсот тридцати пяти дней (Дан 12:11—12). В самом деле, тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира, тогда некоторые будут посланы затем, чтобы всюду избивать верных по всем городам и странам; причем Иудеи будут радоваться гибели их, язычники злорадствовать, а все неверные сочувствовать тем и другим. Тогда святые рассеются от востока до запада: одни из них будут преследоваться от востока к югу, другие же будут укрываться в горах и пещерах. Тогда мерзость, убивая и всячески изгоняя их из этого мира, станет преследовать их и на море и на суше; тогда никто из них не будет иметь возможности ни продать что-либо из своего, ни купить чужого, если кто-либо из них не будет иметь на руке имя зверя или носить начертание его на челе своем. Тогда все верующие будут изгоняться из всякого места — и из домов, и из городов, будут заключаться в темницу, подвергаться мучениям посредством всевозможных пыток и истребляться во всем мире.
[51]
Итак, мы можем знать о будущем уже из того, что отчасти свершилось. Поразмыслим же о той скорби и бедствиях, которые постигнут святых тогда, когда во всем мире будут такое смятение и страх, когда все верные повсюду во всяком городе и во всякой стране будут умерщвляться, и кровь праведных проливаться; когда люди будут сжигаться заживо или же выбрасываться на съедение зверям; когда детей будут убивать на улицах, когда все будут оставляться без погребения и пожираться псами; когда девицы и жены будут открыто подвергаться растлению и гнусному поруганию; когда будут происходить хищения; когда усыпальницы святых будут расхищаться, а останки их разбрасываться по полю; когда будут совершаться богохульства. Вот тогда-то и будет страх в городах, ибо святые будут изгоняться оттуда; тогда-то и наступит страх на путях и в пустынях, ибо все станут укрываться там; тогда-то страх будет и на море, ибо все станут искать спасения на воде; страх будет и на островах, ибо будут преследоваться и там. Тогда земля будет бесплодной для святых, всякий город — необитаем, море — неприступным и весь мир — пустынным, И все это потому, что тогда одни погибнут от голода, другие — от жажды, иные же будут умирать от страха и великой скорби. Где тогда укроется человек? Или кому он поручит дитя свое? Как он спасет свое имущество, если он не в силах спасти и свою душу? Тогда будут [раздаваться] великие вопли детей, рыдания отцов и матерей, крики жен и девиц, стенания братьев и родственников. Кто кого будет оплакивать тогда? Брат брата? Но ведь он и сам тогда будет ожидать смерти. Не может [оплакать] и мать дочь свою, ибо она и сама видят смерть свою; не может [оплакать] и отец сына, ибо он и сам со страхом ожидает своей смерти.
[52]
Вот почему, предвидя это, Господь сказал: молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу (Мф 24:20; Мк 13:18), ни когда вы празднуете согласно с праведностью, ни когда вы скорбите о житейских делах, как это бывает зимою, чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк 21:24). И вдруг, говорит, по скорби тех дней, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; и тогда увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24:29—З0). В самом деле, если диавол на короткое время получил власть возмутить землю, как написано: и дал ему Бог власть искушать живущих на земле, то насколько же более Сын Божий, воспринявший всю власть небесных, земных и преисподних, произведет смятение во всем мире и в стихиях его, в отмщение за святых, когда Он с силой ангельской и властью Отца придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех призывающих Его (2 Фес 1:10), и воздать скорбью оскорбляющим нас, нам же оскорбляемым отраду.
[53]
Итак, две мерзости предсказал Даниил: одну [мерзость] погибели, а другую [мерзость] запустения. Что же это за [мерзость] погибели, как не то, что сделал в свое время Антиох? И что это за [мерзость] запустения, как не то, что будет тогда, когда придет Антихрист? Так и Даниил говорит: и восстанет он на погибель многих, и землю разделит в дары. И прострет руку свою на земли; не спасется и земля Египетская. И спасутся от руки его Эдом и Моав, и начало сынов Аммоновых (Дан. 11:39,41,42). Ибо это суть родственные ему союзники его и первые провозгласившие его царем. Эдомитяне — это сыны Исава, населяющие гору Сеир, а Моавитяне и Аммонитяне - сыны Лота, происшедшие от двух дочерей его. Так говорит и Исаия: и полетят на кораблях иноплеменников, море все пленят, и живущих на востоке, а на Моав руки возложат; сыны же Аммоновы первые покорятся (11:14).
[55]
Провозглашенный ими царем, всеми прославленный и ставший мерзостью запустения миру, [Антихрист] будет царствовать в продолжение тысяча двести девяносто дней. И дастся, — говорит Даниил, — мерзость запустения на тысяча двести девяносто дней. Блажен терпящий и достигший тысячи трехсот тридцати пяти дней (Дан. 12:11—12). В самом деле, коль скоро появится мерзость и начнет борьбу со святыми, тогда только тот, кто в состоянии будет пережить ее господство и достигнуть сорока пяти дней, следующих за этим к концу пятидесятницы, — только этот и достигнет Царства Небесного. Ведь Антихрист, намереваясь получить наследие вместе с Христом, пробудет только часть [этой] пятидесятницы. Вот почему Исаия говорит: да возмется нечестивый, да не видит славы Господней (26:10). И Павел в Послании к Фессалоникийцам говорит: его же Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Фес. 2:8); Царство же вместе с Христом наследуют святые.
Свмч. Ипполит, Епископ Римский
|