Выбрать шрифт:
В сгущающейся тьме отступления все ярче вырисовывается значение личности о. Иоанна Кронштадтского. Его ни на кого не похожесть, его единственность - на фоне всей истории христианства получает все большее оправдание. Он замыкает историческую жизнь нашего Отечества, давая некий ослепительный итог нашего исторического бытия - у срыва в бездну отступления. Предельное напряжение зла предварено было предельным обнаружением Добра - как бы открывая последнюю возможность Русскому народу опамятоваться и возвратиться на стези служения Богу, как то свойственно было Руси на всем протяжении ее исторической жизни. И не случайно под этим углом зрения являет собою о. Иоанн Кронштадтский разительный контраст между своим обликом, на мерку земную, и той насыщенностью благодатью Божией, которая в нем получила воплощение. В немощи была явлена сила - не имеющая подобия на всем протяжении вселенского христианства. И эта сила не малится, а растет - выходя за пределы нашего исторического бытия и образуя некий центр, к которому естественно тянуться всему спасающемуся человечеству - а, прежде всего. Русскому народу во спасение самих себя, а, может быть, мipa, если таких спасающихся окажется достаточно для того, чтобы оправдать дальнейшее существование мipa.
Это конкретно может произойти только в одной форме - восстановления Русского Православного Царства. Как некогда о. Иоанн Кронштадтский прошел по Русской земле, своими несказанными массовыми и повсеместными чудесами зовя Русский народ к теснейшему сближению с Церковью и с Царством, с Церковью нераздельно связанным, так и сейчас - только общая устремленность, повсеместная, к такому сближению Русского народа, являя чудо обновления Русской души, способна положить решительное и судьбоносное начало концу нашего безвременья - с восстановлением исторической жизни Русского народа, а за ним и остальных народов. Это сближение Церкви и Царства получает свое выражение в устремленности Русских людей к двум личностям - господствующим над нашим безвременьем, как одновременно и закатная заря, и заря восходящего дня - если только способна душа Русского народа воспринять современность, как ночь, за которой должен последовать ушедший день.
Можно много говорить и писать о путях Русского возрождения, о методах борьбы с коммунизмом, о тех или иных идеалах, на которых хотелось бы строить Русское будущее после-большевицкое. Для тех, кто воспринимает современность, как пред-антихристово время, все это - мечтательство, не имеющее никакого практического значения. Реальность - одна. Это - возвращение жизни на круги свои, Богом запечатленные для исторической жизни человечества. Не вперед - а назад! Круто - назад! Покаянно - назад! Молитвенно - назад! И тут естественными маяками, светочами, факелами, пронизывающими тьму антихристову, и являются те два светоносных образа, которыми запечатлен конец России. От России зависит сделать их и образами, запечатлевающими новое начало России. И это уже они сами, наши путевожди, определят конкретные способы преодоления обуявшего Россию зла. Тут дело не в программах, идеалах, методах и т. д., а в покаянном плаче, из которого и возникает то именно действие, которое, возбуждая каинов трепетать в сатанистах, будет обращать во спасение поднимающихся из духовного обморока Русских людей.
То, что мы немощны; то, что Фонд имени о. Иоанна в плане мiровой действительности есть кроха, едва заметная, - нас не должно смущать. Наше дело - в меру наших сил творить, с предельным рачением все, вытекающее из нашего почитания о. Иоанна. Все остальное - дело рук Божиих. Будем помнить, что восхождение на неизреченную высоту святости о. Иоанна - начиналось из предельной немощи, и было наглядно для всех, поскольку нам открыта жизнь о. Иоанна, в какой мере чудо определило сам облик и всю деятельность о. Иоанна.
Чудо по вере - только это и есть путь спасения России, а за нею и всего мipa. Другого - нет. И это чудо не может быть явлено в иных формах, как именно в образе стихийного обращения России к светлым, сияющим, светоносным и каждому близким в своей житейской подлинности образам Последнего Царя и батюшки Иоанна.
Их святость, молитвенно признанная Русским народом, одна только способна бывшее сделать не бывшим, обратив зло сатанократии в преходящую одержимость, снятую чудом Божией благодати. Буди; буди!