|
Однако и этого мало: надо понять, что происходит в душе человека, голосующего в любом государстве.
Во-первых, он не компетентен в большинстве вопросов, по которым он подает свой голос: он не знает этих предметов; он не разбирается в том, что именно народу и государству полезно и что вредно; он или голосует наобум, или же подменяет пользу государства своею личною выгодою. Его спрашивают: что нужно народу в Целом, в чем польза государства? А он отвечает, подавая свой голос: мне выгоднее "то", а не "это"! Люди "танцуют" от "своей печки"; голосуют про собственную "шкуру"; радеют о личном прибытке, и только самые "развитые" и "сознательные" подменяют государство своим "классом" или "профессией".
«Мне завтра надо голосовать по трем существенным вопросам жизни, - пишет мне из Швейцарии один выдающийся ученый, - а я не знаю, за что голосовать; надо бы изучить каждый вопрос отдельно, отвести на каждый по крайней мере по неделе, а у меня нет времени; придется голосовать наобум»... Таково положение честного ученого. Какова же компетентность рядовых обывателей?
Во-вторых, каждый человек, идущий подавать свой голос, несет в себе весь свой сложный состав: тут и приобретатель, и гражданин; и шкурник, и патриот; и добросовестный, и карьерист; и классовый "требователь", и реальный политик, а может быть, и бессовестный злыдень; а нередко вся эта "сложность" упрощается - и голосовать идет просто хитрый шкурник. Западная демократия - формальна: она "верует" в свободу голосования, которая является будто бы лучшей наставницей и "священным правом". Голосование должно быть "свободным" и "тайным": каждый человек должен иметь обеспеченное священное право подать свой голос из своего внутреннего "шкурника", из "карьериста", из классового требователя и бессовестного злыдня. А потом все эти недоуменные и недоразуменные голоса шкурников будут подсчитаны и, по наивной вере Жан-Жака Руссо, - «крайности отпадут, а не ошибающаяся никогда Общая Воля будет выяснена»...
Прожитые нами черные десятилетия заставляют нас поставить ребром вопрос: да полно, так ли это? Определяется ли истина - прессованием недоразумений? Познается ли государственно полезное посредством арифметического подсчета частных вожделений? Действительно ли священно право гражданина - "тайно" и "свободно" рвануть к себе общественный пирог? Хорошо ли это - приравнять голос честного патриота голосу предателя, мнение политического мудреца - мнению ловкого карьериста, суждение Петра Аркадьевича Столыпина - суждению эсера Чернова, голос Ключевского - голосу Абрама Крыленко, мнение Менделеева - мнению батьки Махно? Верен ли и спасителен ли путь формальной демократии, арифметически оперирующей с частными вожделениями?
И вот, мы думаем, что этот путь неверен и опасен; а для грядущей России он может стать прямо гибельным. Надо искать других путей.
Но не значит ли это, что мы рекомендуем тоталитаризм с его фальсификацией голосования, в сущности, лишающей подачу голоса всякого смысла? Нет. Боже избави Россию от всякого тоталитаризма - левого, правого и среднего. Но в таком случае остается только путь западноевропейской демократии? Знаем, что многие так думают: загнали сами себя в мнимый тупик и не видят ни перспективы, ни исхода: или тоталитарная диктатура - или формальная демократия. А между тем в самой этой формулировке уже указываются новые исходы:
1. Диктатура, но не тоталитарная, не интернациональная, не коммунистическая; диктатура, организующая новую неформальную демократию, а потому демократическая диктатура; не демагогическая, "сулящая" и развращающая, а государственная, упорядочивающая и воспитывающая; не угасающая свободу, а приучающая к подлинной свободе.
2. Демократия, но не формальная, не арифметическая, не прессующая массовые недоразумения и частные вожделения; демократия, делающая ставку не на человеческого атома и не безразличная к его внутренней несвободе, а на воспитываемого ею, самоуправляющегося, внутренне свободного гражданина; демократия качественности, ответственности и служения - с избирательным правом, понятым и осуществленным по-новому.
А за этими двумя возможностями скрывается множество новых политических форм в разнообразнейших сочетаниях, начиная с новой, творческой, чисто русской народной монархии. Но ведь такой формы нигде нет! Странное возражение! Как будто на свете не бывает ничего нового! Или как будто мы, русские, только и можем заимствовать у других народов их моды и их ошибки...
...«Ах, если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев»... ...«Чтоб истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья»...
(Грибоедов)
России необходимо иное, новое! И русские люди создадут его.
Иван Ильин, «Наши задачи»
|