Разделы сайта:
Выбрать шрифт:
2014-09-05
/ Михаил ГОРБАЧЕВ
ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ РЕДАКЦИИ
Украинский кризис спровоцировал резкое ухудшение отношений между Россией и Западом. Обречены ли мы на новый раунд глобальной конфронтации? Что нужно сделать, чтобы не допустить нового раскола Европы и мира?
Своими мыслями об этом делится бывший президент СССР, лауреат Нобелевской премии мира Михаил Горбачев.
Публикуемый текст — только что написанное послесловие готовящейся к печати новой книги М.С. Горбачева — «После Кремля». Книга посвящена событиям в России и в мире за последние два с лишним десятилетия. Материал печатается с разрешения автора.
Откровенно скажу: не думал, что произойдут события, которые подвергнут суровому испытанию не только отношения между Россией и Украиной, но и в целом перспективы мировой политики, поставят мир на грань большой беды.
Все происходящее я воспринимаю с огромной болью. На карту поставлено слишком многое, опасности и риски слишком велики. Это заставляет меня высказать свое видение ситуации и мысли о том, как искать из нее выход.
Для каждого русского человека Украина и отношения с ней — особая тема. Исторические, культурные, семейные узы между нашими странами, долгое время существовавшими в едином государстве, такие давние и тесные, что события в соседней стране мы, можно сказать, пропускаем через себя.
<…>
Глубинную первопричину украинских событий я вижу в срыве перестройки и в бездумном, авантюристическом «роспуске» СССР. Главную ответственность за это несет тогдашнее руководство России, действия которого усугубляли центробежные процессы в союзном государстве. В то же время я должен напомнить, что руководство Украины саботировало процесс преобразования Союза — как до августовского путча 1991 г., так и после него, несмотря на то что большинством республик был согласован текст Союзного договора.
Я боролся за сохранение единого союзного государства всеми доступными политическими — именно политическими — средствами. Предлагал переговоры с Украиной об экономическом союзе, о единой обороне и внешней политике. В ходе таких переговоров можно было бы решить все вопросы, в том числе о статусе Севастополя и Крыма, о Черноморском флоте.
И до, и после сговора руководителей Российской Федерации, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще я предупреждал общество об опасностях их разрушительных действий.
Но к моим предложениям и предостережениям тогда не прислушались. Забыв о том, что в отношениях между народами надо проявлять крайнюю осмотрительность, продумывать последствия каждого шага, Верховный Совет Российской Федерации под аплодисменты одобрил разрушение Союза. Кто-то скажет: «Дело прошлое». Нет, прошлое множеством нитей связано с настоящим, оно вновь и вновь напоминает об ошибках политиков.
Сейчас надо думать о том, как преодолеть конфликт в Украине и международные последствия кризиса, вызванного украинскими событиями.
Путь здесь один — диалог, поиск согласия.
Нужен взаимосвязанный конструктивный диалог как на международном уровне, так и между украинскими политическими силами.
Внешним «игрокам» можно предъявить серьезные претензии по поводу их действий на всех этапах украинского кризиса. Страну фактически испытывали на разрыв. Теперь надо помочь ей. Страны ЕС, и прежде всего Германия и Франция, похоже, сделали определенные выводы и стараются вместе с Россией и Украиной найти подходы к «деэскалации конфликта». Это позитивно. Но я продолжаю считать, что для мира в Украине, в Европе, во всем мире принципиально важно возобновление диалога между Россией и США. Их роль и ответственность — особая.
Эти две страны — постоянные и наиболее влиятельные члены Совета Безопасности ООН — должны осознать свою ответственность, отбросить конъюнктурные соображения и восстановить необходимый уровень взаимопонимания и доверия. Должны встретиться для серьезного разговора министры и совместными усилиями, в координации с другими членами Совета Безопасности подготовить совместный проект резолюции. Такой документ стал бы мощным фактором воздействия на ситуацию, помог бы переломить негативный ход событий.
Далее, нужен максимально широкий диалог между всеми ответственными украинскими силами о том, как спасти страну, построить национальное согласие. После всего, что произошло, — взаимных обвинений, вражды, крови, — сделать это будет очень трудно. Иллюзий быть не должно. Но ведь и альтернативы нет. Надо решаться.
В мае 2014 года Украина избрала президента, на которого легла огромная ответственность. Думаю, как можно скорее надо провести и выборы нового состава парламента. Но еще до этого начать работу реального, представительного Круглого стола.
Хорошо помню, как в 1988 году я обсуждал идею Круглого стола с президентом Польши Войцехом Ярузельским. Тогда я сказал генералу: «Вы можете рассчитывать с нашей стороны на полное понимание и поддержку». К тому времени в Польше между властью и оппозицией накопилось много недоверия, даже враждебности. Но и те и другие смогли поставить превыше всего общенациональные интересы.
Украине сегодня больше всего нужно общенациональное согласие о конституционном строе и об основах внутренней и внешней политики страны. Прийти к такому согласию могут только сами украинцы. Но обязательное условие: учет интересов всех национальностей, слоев населения, регионов.
Что же касается внешней политики украинского государства, то одним из ее важнейших приоритетов должно быть налаживание отношений с Россией. Я уверен, что большинство украинцев не только понимают это, но и хотят этого. Это должен понять и Запад. Его лидерам пора прекратить попытки втянуть Украину в НАТО, потому что ничего, кроме разлада в отношениях между Украиной и Россией, такие попытки не принесли и не могут принести.
Очень хотелось бы надеяться, что Украину перестанет лихорадить, что она найдет наконец путь к примирению и улучшению жизни всех граждан страны, что украино-российские отношения вновь станут отношениями двух действительно братских народов.
Украинский кризис спровоцировал серьезное и опасное ухудшение отношений между Россией и Западом. Президент США Обама заявил, что Россию необходимо изолировать, он и другие руководители Запада отказались от переговоров с российским президентом в рамках «Восьмерки». Введены экономические санкции против России, резко ограничено сотрудничество во многих областях, принимаются решения об усилении военного присутствия НАТО в соседних с Россией странах. Все это напоминает о годах холодной войны. Мы слышим утверждения о том, что холодная война возобновилась, а некоторые считают, что она и не заканчивалась.
Обречены ли мы на новый раунд глобальной конфронтации? Что можно и нужно сделать, чтобы остановить опасную тенденцию, не допустить нового раскола Европы и мира?
Я констатирую, что обе стороны — и Россия, и страны Запада — заявили, что не хотят новой холодной войны. Не все еще потеряно, определенный уровень взаимного общения поддерживается. Сделаны и некоторые символические шаги, призванные показать, что Россия и Запад — не враги. Я имею в виду, в частности, участие Владимира Путина в торжествах во Франции, посвященных 70-й годовщине высадки войск союзников в Нормандии.
Тем не менее вывести отношения из «пике» никак не удается. Диалог фактически заморожен, происходит взаимная эскалация санкций, наносящая ущерб экономике и России, и стран Запада, а главное — вред политическому взаимодействию.
Сейчас очень важно посмотреть на вещи трезво и взвешенно. Вспомнить о том, что есть глобальные вызовы и общечеловеческие интересы, многочисленные проблемы, решение которых невозможно без сотрудничества между ведущими мировыми державами.
А значит, необходимо возвращение к основным постулатам нового мышления, которое мы предложили миру в момент максимального обострения отношений между Востоком и Западом.
Тогда главным вызовом была опасность глобального ядерного конфликта. Эту угрозу удалось отодвинуть, но проблема ядерного оружия, угроза новой гонки вооружений не сняты с повестки дня. Одновременно обостряются и другие угрозы, прежде всего глобальное изменение климата. Прогнозы ученых с каждым годом становятся все более тревожными. Последний из них (в докладе Программы ООН в области окружающей среды) — повышение среднегодовой температуры на 5 градусов по Цельсию к 2050 году, исчезновение льдов Северного Ледовитого океана. В таких условиях человечество никогда еще не жило!
Добавьте сюда другие глобальные проблемы: нарастающий дефицит пресной воды, продовольственных ресурсов, проблемы международного терроризма, кибербезопасности, предотвращения пандемий. Неужели мы допустим, чтобы сотрудничество во всех этих областях стало жертвой нынешнего кризиса в отношениях между великими державами?!
Говорят, что нынешнее обострение во многом стало результатом «не сложившихся» личных отношений между президентами Путиным и Обамой, и, дескать, при нынешнем составе мировых лидеров на существенное улучшение обстановки рассчитывать не приходится. Считаю такой подход большой ошибкой. Мы не выбираем партнеров, и если отношения «не складываются», то долг лидеров перед своими гражданами и перед миром — переступить через личное, встать на подлинно государственную позицию.
Диалог, основанный не на обидах, взаимных претензиях и разочарованиях, а на понимании общности нашей судьбы, — вот что сейчас нужно. Вернуться к прежнему уровню доверия будет нелегко, но для начала давайте попытаемся восстановить атмосферу поиска взаимоприемлемых решений. Использовать для этого все каналы — и открытые, публичные, и закрытые, методы «тихой дипломатии». Постараемся не демонизировать друг друга, не приписывать другой стороне недобрых намерений, не обвинять ее в «темных делах».
Я убежден, что в конечном счете возвращение к принципам нового мышления в международных делах обязательно произойдет. Это неизбежно, если мы не хотим погубить мир, в котором вместе живем. И поэтому призываю не терять время — сегодня это самое главное.
Михаил ГОРБАЧЕВ
| |
Copyright © 1998 - 2023 Все права защищены сохранены
Правила использования материалов
При использовании материалов сайта, ссылка на apocalypse.orthodoxy.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на apocalypse.orthodoxy.ru обязательна.