ПРИМЕЧАНИЯ.
«Монархическая государственность» Л. А. Тихомирова впервые вышла в свет в 1905 г. В год смерти автора (1923 г.) она была переиздана в Мюнхене группой монархической молодежи. В 1992 г. в Санкт-Петербурге книгу переиздал Российский Имперский Союз-Орден. Настоящее переиздание отличается от предыдущих наличием обстоятельной вступительной статьи, комментариев и именного указателя. Исправлены опечатки, и восстановлены пропуски допущенные а других изданиях; выделенным автором словам и фразам возвращен курсив. Так как книга сама по себе рассчитана на просвещенного читателя, комментарии даны лишь самые необходимые.
-
«Единоличная власть, как принцип государственного строения» впервые была напечатана в журнале «Русское обозрение» (1897, № 5-7) и в том же году вышла отдельным изданием. В 1943 г. она была переиздана в Нью-Йорке группой казаков-платовцев. В 1993 г. произошло ее переиздание в России.
-
Чистая доска (лат.).
-
«Московский сборник» - книга, включившая в себя оригинальные сочинения и переводы К. П. Победоносцева (1-е изд., М., 1896). Тихомиров несколько раз писал об этой книге, защищая ее от критики либеральной прессы (см., напр.: Петербургские адвокаты великой лжи. Русское обозрение. 1896, № 11).
-
Цитируется статья Победоносцева «Власть и начальство».
-
Цитируется та же статья.
-
Союз Израэлитов (фр.). Точнее - Alliance Israelite Universele (Всемирный Союз Израэлитов) - первая современная международная еврейская организация, созданная в 1860 г. в Париже для оказания помощи евреям во всем мире. Цели: 1) эмансипация и моральное развитие еврейских масс; 2) оказание помощи всем, кто страдает за свое еврейство; 3) поощрение публикаций, способствующих предыдущим целям. Союз заложил основы еврейской дипломатии. Он неоднократно вмешивался во внутреннюю политику Российской империи, в 1882 г. под эгидой Союза был создан комитет «За эмиграцию евреев из России». В России эмиссары Союза действовали нелегально. Финансировался Ротшильдами.
-
Круг римских земель (лат.).
-
«Общественный договор» (фр.) - основное социально-политическое произведение Жан-Жака Руссо.
-
Сеогун (правильнее - сегун) - титул верховных военных правителей Японии (с конца XII в.), фактически управлявших страной при номинальной власти императоров. В 1868 г. институт сегунатства прекратил свое существование.
-
Микадо-титул японского императора.
-
Суверен царствует, но не правит (фр.).
-
Царствует, но не правит (фр.).
-
Суверенный народ (фр.).
-
Государство в государстве (лат.).
-
См.; часть 3, раздел 5, гл. 33 наст. изд.
-
См.: там же.
-
См.: там же, гл. 34.
-
Альфред Фулье «Психология французского народа» (фр.).
-
«Бьющие в глаза контрасты» (фр.).
-
Бог-человечество (фр.).
-
В. Соловьев «Россия и Вселенская Церковь» (фр.).
-
Первый среди равных (лат.).
-
Смысл существования (фр.),
-
Так хочу, так велю: да будет законом воля Кесаря (лат.).
-
Собрания центурий (лат.), т. е. народные собрания в Древнем Риме, где голоса подавались по центуриям (имущественное деление населения по классам).
-
Референдум (лат.).
-
Карфаген должен быть разрушен (лат.) - этой фразой Катон Старший заканчивал почти все свои речи в сенате.
-
Обреченный на гибель (лат.).
-
Город Рим (лат.).
-
Деклассированные (фр.).
-
Продажный город, обреченный на скорую гибель - если только найдет себе покупателя (лат.) (Пер. В. О. Горенштейна. Гай Саллюстий Крисп. Соч. М., 1981. С. 61).
-
Римский мир (лат.).
-
Законы правят тобой, запомни же, римлянин, их предписанье: максимум покорности минимум гордыни! (лат.)
-
Сенат и народ (лат.)
-
Но если народ сам для себя учреждает законы, то есть становится хозяином своего государства, это и есть гражданское право (лат.).
-
Божественный Юлий Цезарь (лат.).
-
Душой Цезаря, взятого на Небо (лат,).
-
Достойные осуждения (лат.).
-
Римский сенат и народ (лат).
-
Да будет законом воля Кесаря (лат.).
-
Гражданское право (лат.).
-
Международное право (лат.).
-
Владение (лат.).
-
Дарение, приношение в дар (лат).
-
Право на стороне сильного (лат.).
-
Римское право (лат.).
-
«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (церковнослав.).
-
«Лабарум» - государственное знамя Рима, появившееся при императоре Константине I. На нем была изображена христианская символика с надписью «Сим побеждай».
-
Лебо. «История Византийской империи».
-
Донатова ересь (или ересь донатистов) возникла в начале IV в. в Северной Африке. Донатисты утверждали, что существуют непрощаемые грехи: отпадение от Церкви, убийство, блуд.
-
Первый Вселенский Собор в Никее состоялся в 325 г. На нем было осуждено арианство (см. прим. 54) и установлен христианский символ веры.
-
Покорствовала его безграничной власти и могуществу (лат.).
-
Новеллы (от лат. novellae leges - новые законы), законы, изданные после официальной кодификации права (V в.). Новеллы Юстиниана составили позднее часть свода римского права.
-
Епанагога (Эпанагога, более правильно - Исагога) - византийский законодательный сборник, созданный в 885 (или 886) г- комиссией, возглавляемой патриархом Фотием. Значительная часть Епанагоги, посвящена отношениям Церкви и государства.
-
Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне состоялся в 451 г. На нем, в частности, была осуждена монофизитская ересь (см. прим. 60).
-
Номоканон - сборник церковных канонов и гражданских законов в Византии. Существовало два Номоканона («в пятьдесят титулов» и «в XVI титулов»), здесь, вероятно, имеется в виду второй, приписываемый патриарху Фотию.
-
Хартофилакс (хартофилак) - глава канцелярии Константинопольского патриарха и судья по церковным делам.
-
Во веки веков (лат.).
-
Ересь арианская (арианство) возникла в IV в. Ариане отрицали божественность Христа.
-
Ересь монофизитская (монофизитство) возникла в V в. Монофизиты утверждали, что во Христе было не два естества (Божественное и человеческое), а одно - Божественное.
-
Ересь монофелитская возникла в VII в. Монофелиты утверждали во Христе одну волю - Божественную.
-
Феодосиев Кодекс - составленный при императоре Феодосии II сборник императорских конституций; обнародован и вступил в силу на территории Восточной римской (Византийской) империи в 438 г., на территории Западной Римской империи - в 439 г.
-
«Дефенсор» (дефензор) - управляющий процессами в городе или корпорации.
-
См. прим. 45.
-
Народу же, покорствующему его безграничной власти и могуществу, он обещал ряд уступок.
-
«Куриалы» - сословие провинциальных землевладельцев, ведавшее сбором налогов; «посессоры» - владельцы земельных участков.
-
«Капитулярии» (от лат. caput, глава) - так назывались, исходившие от франкских королей династии Каролингов распоряжения, касавшиеся различных сторон государственного управления. Особенно много их было издано при Карле Великом.
-
Салическое право - древнейшие законы франков, изложенные в так называемой Саляческой Правде (самая ранняя редакция - нач. VI в.). Рипуарское право - право рипуарских франков, живших по Рейну от Кельна до Майнца и по Мозелю, в отличие от салических франков, живших в бельгийской Галлии, в VI в. они были объединены с салическими франками; сборники рипуарского права были составлены в VI-IX вв.
-
Лангобарды - германское племя, создавшее в Северной Италии свое королевство, разгромленное Карлом Великим.
-
«Все духовное более достойно, чем временное» (лат.).
-
Святая Святых (лат.).
-
Широко известную притчу о двух мечах мы бы провозгласили духовной, но, увы, преходящей (лат.).
-
Борьба за инвеституру - борьба между римскими папами и германскими императорами за право утверждения епископата
в XI-XII вв.
-
Чья земля, того и вера (лат.).
-
«Государство - это я» (фр.).
-
Наполеон несколько раз (в 1799, 1802, 1804 гг.) проводил плебисциты для народного одобрения своих решений, в частности и для утверждения своего императорского титула.
-
См. прим. 22.
-
«Задруга» - сельская соседская община у сербов.
-
Так называемое «лествичное право» предполагало наследование киевского престола не от отца к сыну, а от старшего брата к другим братьям, а затем от сыновей старшего брата к сыновьям других братьев и т.д.
-
Тихомиров здесь неточен, на самом деле в 1204 г.
-
Опять неточность, в 1223 г.
-
Каган - царский титул в ряде восточных государств (например, в Хазарии).
-
Снова неточность - не Вячеслава, а Всеслава.
-
Правило (или обычай) пользования или употребления (лат.).
-
Не думай, что правильно гневаешься на человека, уподобившись Богу, ибо ты человек, даже если носишь порфиру, а не Бог (церковнослав.).
-
Вероятно, цитата из исторической народной песни о Лжедмитрии I.
-
Жидовская ересь (ересь жидовствующих) - возникла в Новгороде во второй половине XV в. и оттуда перешла в Москву. Жидовствующие отрицали монашество и духовную иерархию, отвергали поклонение иконам, не верили в таинство причащения, отрицали троичность Божества и божественность Христа.
-
Последователи ереси Башкика утверждали неравенство Христа с Отцом и Духом; почитали евхаристию простым хлебом и вином; отвергали иконы, покаяние и т. д.
-
Стригольники - новгородская ересь XIV в., отвергавшая церковную иерархию и церковное предание.
-
Источник цитаты установить не удалось.
-
Имеется в виду книга Никколо Маккиавелли, обычно называемая в русском переводе «Государь» (или «Князь»), в которой содержится проповедь политики, свободной от нравственных норм.
-
«Духовный Регламент» (1720-1721) - документ составленный Феофаном Прохоповичем и редактированный Петром I, определявший круг деятельности Духовной коллегии (или Святейшего Синода), управлявшей русской Церковью вместо Патриарха.
-
См. прим. 74.
-
Легисты - юристы, находившиеся в окружении французских королей Филиппа IV, Людовика XI, Генриха II и обосновывавшие идею неограниченной монархии.
-
Неточная цитата из трагедии Я. Б. Княжнина (1742-1791) «Вадим Новгородский».
-
Подробнее об Астафьеве как продолжателе Киреевского Тихомиров писал в статье «Славянофилы и западники в современных отголосках» (Русское обозрение. 1892. № 11).
-
См. современное переиздание в кн.: Хомяков Д. А. Православие, Самодержавие, Народность. М., 1993.
-
«Наказ» Екатерины II (1767) - руководство для законодательной комиссии (Уложенной Комиссии), созванной в том же году. «Наказ» был проникнут идеями философов-просветителей (Монтескье и др.).
-
Мысленная оговорка (фр.).
-
Неточная цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Деревня» (1819).
-
Без гнева и пристрастия (лат.).
-
И. В. Гете «Фауст» (часть первая, сцена 1).
-
Цитата из «Песни Еремушке» Н. А. Некрасова.
-
Новые люди (лат.).
-
«С одной стороны, выдающиеся люди, преданные своему господину, но не решившиеся следовать его дорогой, не уверенные в своих собственных деяниях, потому что у них или мало идей, или их идеи расплывчаты, противоречивы. С другой стороны - идея и ложная и расплывчатая, но иде-фикс! С одной стороны, и это закон большой важности, лучшие из людей устремлены к познанию своих интересов, с другой - отверженные, лишенные каких бы то ни было интересов. Вот, где та страшная сила, которая могла бы почти выровнять эту столь неравную борьбу» (фр.).
-
Имеются в виду неудачная для России русско-японская война и начало революционных событий 1905 г.
-
См.: часть 4, раздел 3, гл. 20 наст. изд.
-
Упоминаются рационалистические русские секты, близкие к Л. Н. Толстому. Об одной из них Тихомиров писал специально: см. Защитнику павловских сектантов. Русское обозрение. 1897, № 8.
-
Алиби (лат.).
-
Тред-юнионы, профессиональные союзы английских рабочих.
-
«Глас народа - глас глупцов» (лат.).
-
«Глас народа - глас Божий» (лат.).
-
Неточная цитата из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина (слова Бориса, обращенные к сыну).
-
Государственный переворот (фр.).
-
Имеется в виду сожжение христиан заживо при римском императоре Нероне.
-
Гяурами (»неверными») последователи ислама называют всех немусульман.
-
Гонения на христиан в Японии происходили в конце XVI - начале XVII вв.
-
Перечисляются факты избиения христиан в период Великой Французской революции конца XVIII в.
-
Имеются в виду мероприятия Парижской Коммуны 1871 г., направленные против католической Церкви.
-
Точнее, cahiers de doleances (буквально - «тетради жалоб»), наказы депутатам Генеральных штатов 1789 г, от избирателей, в которых содержались различные социально-политические требования.
-
Рабочие, не желающие вступать в профсоюз, штрейкбрехеры.
-
Король царствует, но не правит (фр.).
-
«Дух законов» - основное социально-политическое произведение Монтескье.
-
Автором Записки считается С. Ю. Витте, во в дневниках Тихомирова есть сведения о том, что подлинным ее создателем был некто Липинский, либеральный приват-доцент из Ярославля (ГА РФ, ф. 634, oп. 1, ед. хр. 6, лл. 212 об. - 213). По крайней мере, Витте несомненно являлся заказчиком Записки.
-
Вероятно, имеются в виду походы японского полководца Хидейоси (прозвище - «Тайко» - великий советник), в XVI в. задумавшего покорить Китай, но собственно до Китая не дошедшего и воевавшего с Кореей.
-
«После нас - хоть потоп» (фр.), выражение приписываемое французскому королю Людовику XV.
-
Существующее положение дел (лат.).
-
Эра Мэй-цен (правильнее «Мэйдзи» или «Мэйцзи») - 60-80 гг. XIX в., время радикальных реформ в Японии, создавших условия для мощного экономического и политического подъема страны в конце XIX - начале XX вв.
-
Доктрина Монроэ (Монро) была выдвинута в 1823 г. Она выражала собой претензии США на роль гегемона в Америке.
-
Имеется в виду американо-испанская война 1898 г.
-
Цитата из стихотворения А.С. Пушкина «Он между нами жил...» (1834). Оно посвящено Адаму Мицкевичу и говорит скорее о его «мечтах», чем о «мечтах» Пушкина.
-
Кого среда породила, того и цепко держит (лат.).
-
Человечество как верховное существо (фр.).
-
Имеются в виду участники Великой французской буржуазной революции, прежде всего якобинцы.
-
Т. е. в случаях чрезвычайных обстоятельств, которые не могут быть предусмотрены и предотвращены.
-
Греческое восстание против турецкого ига началось в 1821 г. В 1827 г. Россия, Англия и Франция начали военные действия против турок, в поддержку греков. В 1830 г. Греция была признана независимым королевством.
-
Имеется в виду русско-турецкая война 1877-1878 гг., в результате которой Болгария получила независимость.
-
Имеется в виду англо-бурская война 1899-1902 гг.
-
Последний довод (лат.).
-
Имеется в виду так называемые «Протоколы сионских мудрецов», спор о подлинности которых продолжается и по сей день. В «Протоколах» от имени безымянных и всемогущих «сионских мудрецов» описывается процесс захвата еврейством мирового господства.