Русская Идея

XX. 4.

И видех престолы и седяшiя на них, и суд дан бысть им: и души растесанных за свидетельство Iисусово и за слово Божiе, иже не поклонишася зверю, ни иконе его, и не прiяша начертанiя на челех своих, и на руце своей, и ожиша и воцаришася со Христом тысящу лет. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Уже Святым Апостолам даны учительные престолы, с которых просвещены были народы; они даны им будут, по Божественному обещанию, и в будущем веке для осуждения отринувших Евангельскую проповедь, как говорит о сем Давид: тамо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню: яко тамо седоша престоли на суд (Пс. 121, 4-5). И прочим Святым Мученикам, пострадавшим за Христа и отвергнувшим начертание мысленного зверя или изображение его отступления, дан будет суд, т. е. власть судить, которою и до ныне судят они, как знаем, демонов, так как вместе со Христом прославляются даже до кончины настоящего века, почитаются благочестивыми царями и князьями и обнаруживают богодарованную силу против всякого вообще телесного недуга и демонского действия. - А что дiавол, антихрист и лжепророк общи друг с другом как действиями, так и именами, сие видно из того, что каждый из них называется зверем. Ибо как змiй или сатана является имеющим семь глав и десять рогов с таким же числом венцов, так и зверь, выходящий из моря, т. е. антихрист, является одетым подобным же образом; к погублению прельщаемых одну с ними волю, деятельность, силу и разум обнаруживает и лжепророк. Освободившиеся от сей погибели будут царствовать предуказанным образом вместе со Христом до второго Его пришествия, после которого еще более получат Божественных обетований.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»