Русская Идея

Архиепископ Андрей Кесарийский

Толкование на Апокалипсис

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

О бесчисленном из языков народе
носящих светлые одежды.

VII. 9. 10.
По сих видех, и се народ мног, егоже исчести никтоже может, от всякаго языка и колена и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы, и финицы в руках их. И возопиша гласом велиiм, глаголюще: спасенiе седящему на престоле Богу нашему и Агнцу.
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасете Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!

Это суть те, о которых говорит Давиду «изочту их и паче песка умножатся» (Пс. 138, 18),- которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. - Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний, как имеющие в руках знаки победы - ветви полезных, правых и чистых, сердечных ФИНИКОВ, они ликуют вокруг Божественного престола Богоначального покоя и, будучи благодарными рабами, приписывают Подателю победу над демонами.

VII. 11. 12.
И вси Ангели стояху окрест престола и старец и четырех животных: и падоша на лицы пред престолом, и поклонишася Богу, глаголюще: аминь; благословенiе и слава и премудрость и хвала и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков. Аминь.
И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пади пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь; благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила, и крепость Богу нашему во веки веков. Аминь.

Вот одна церковь Ангелов и людей! Ибо будут тогда сослужителями человеков и Ангелы, казавшиеся, как знаем сие о Данииле, страшными даже людям равноангельским. Ибо, по мнению некоторых святых, они видимы в свойственных им телах, или, по мнению других, как не подлежащие троякому измерению в длину, ширину и высоту, что свойственно вообще телам, являются не в своем естестве, но принимают вид и образ по произволению Божию. - Стоянием вокруг херувимов и старцев указывается на обширность почести тех, которые прославляются под означаемыми числом старцами; от всех сих возсылается Богу благодарение за Его ради нас Божественное о всей твари попечение.

VII. 13. 14.
И отвеща един от старец, глаголя ми: сiи облеченнiи в ризы белыя кто суть, и откуду прiидоша? И рех ему: господи, ты веси.
И, начав речь, один из старцев спросил меня: сiи облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин.

Вопросами явившийся возбуждает блаженного к исследованию виденного; он, благоразумно сознаваясь в своем неведении, поучается явившимся.

VII. 14. 15.
И рече ми: сiи суть, иже прiидоша от скорби великiя, и испраша ризы своя, и убелиша ризы своя в крови Агнчи. Сего ради суть пред престолом Божiим, и служат ему день и нощь в церкви Его: и сидяй на престоле вселится в них.
И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои, и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога, и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.

Блаженны получившие за временные труды вечный покой и за страдания со Христом с Ним соцарствующие и Ему всегда сослужащие. - Слова: «день и нощь», указывает на непрерывность сего служения. Ибо там ночи не будет, но один день, освещаемый не чувственным солнцем, но духовным Солнцем правды. А, может быть, под ночью разумеются сокровенные и глубокие тайны, под днем - ясное и удобовосприимчивое. - Храм Бога есть тварь, обновляемая духом; но вероятнее те, которые сохранили залог Духа целым и неугасимым: в таких обещал Бог жить и походить (2 Кор. 6, 16).

VII. 16.
Не взалчут ктому, ниже вжаждут.
Они не будут уже ни алкать, ни жаждать.

И правильно! Ибо будут иметь хлеб небесный и воду жизни.

VII. 16.
Не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной.
И не будут палить их солнце и никакой зной.

Не будут также болеть и терпеть бедствий, изображаемых под видом солнца и зноя, ибо время страданий прошло.

VII. 17.
Яко Агнец, иже посреде престола упасет я, и наставит их на животныя источники вод, и отъимет Бог всяку слезу от очiю их.
Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

Словами: «упасет я» означается то, что руководимые Христом не устрашатся тогда нападений волков, низвергнутых в неугасимый огонь, но невещественно будут пасомы на чистых и преобширных источниках Божественного разумения, обозначенных водою, которою, кроме сего, указывается еще на обильное излияние Божественного Духа. И Господь сказал о верующем, что реки от чрева его истекут воды живы (Иоан. 7, 38); ею тогда обильно питаемые Святые, приобретши, по прекращении частного знания, совершенное ведение и, освободившись от тления и изменения, будут пребывать в бесконечном веселии и радости.

Подписка на обновления: