Русская Идея

Любая программа контроля печати.

VI. 9. 10.

И егда отверзе пятую печать, видех под олтарем души избiенных за слово Божiе и за свидетельство, еже имеяху. И возопиша гласом великим, глаголюще: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убiенных за слово Божiе и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Если кто снятiе четырех печатей отнесет к мимошедшим событиям Христовым, то совершенно правильно сопричислить и сiю к прежде скончавшимся Пророкам и прочим Святым, вопиющим к долготерпению Божию, по которому Он, гонимый Иудеями, терпит даже до креста. Если же кто принимает сiе за предсказание о будущем, то, сообразно с церковными учителями, должен думать, что этот вопль против гонителей приличествует закланным ради Христа, дабы чрез то обратить достойных, а нечестiе непокорных пресечь всемiрною кончиною, «яко да не прострут праведнiи в беззаконiя рук своих» (Пс. 124, 3). Ибо хотя и были тогда нечестивые испытаны гневом Божiим, но тем не менее остатки их нуждаются в наказаниях или обращающих или поражающих.

VI. 11.

И даны быша коемуждо их ризы белы, и речено бысть им, да почiют еще время мало, дондеже скончаются и клеврети их и братiя их, имущiи избiени быти, яко же и тiи. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Словами «дондеже скончаются и клеврети их» указывает на то, что святые являются как будто просящими кончины мiра, почему им и повелевается терпеть до скончанiя братiй, дабы, по Апостолу, не без них достигли они совершенства (Евр. 11, 40).- Белою одеждою указывается на процветающую в них светлость добродетелей, в которую они облечены, хотя и не получили еще обещанного. Ибо они, как свободные от всякой дебелости и упокоенные в недрах Авраама, истинно увеселяются в надежде на то самое, что видят как бы в духовном зеркале. И многими святыми сказано, что каждый из делателей добродетелей получит достойное место, по коему, при известных признаках, увреется и думает о будущей славе.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»