Выбрать шрифт:
Задаваясь вопросом о том, какими путями может быть улучшено положение рабочего класса и каким образом рабочий может, в свою очередь, исполнить лежащий на нем, как на каждом человеке, долг перед вскормившим его обществом и перед человечеством, нам в настоящее время прежде всего приходится поставить себе вопрос:
что такое рабочий? Гражданин он или пролетарий? Чем он должен стремиться быть: тем или другим?
Для очень многих, и в том числе для так называемых «сознательных» как из рабочих, так и из интеллигенции, этот вопрос покажется излишним, и они не найдут причин, почему бы пролетарию не быть в то же время и гражданином. В действительности же понятия «гражданин» и «пролетарий» весьма противоположны и ведут к самым противоположным системам действий.
Вся постановка рабочего вопроса зависит от того, чем представляется для нас рабочий. Если он пролетарий и должен быть пролетарием — наша социально-политическая деятельность будет строиться неизбежно применительно к этому. Если же рабочий — гражданин и должен быть им — постановка рабочей программы окажется уже совершенно иной.
В это обстоятельство особенно серьезно должно вдуматься тем, которые называют себя «сознательными». Это очень хорошо, что они стремятся быть сознательными, но необходимо не только называться, а и быть таковыми. А для этого требуется всегда рассматривать социально-политические вопросы не с одной стороны, а со всех, которые они имеют.
Рассматривая же дело со всех сторон, мы неизбежно придем к выводам:
В соответствии с этим старания всех людей, сознательно работающих на благо людей и человечества, должны быть направлены к тому, чтобы пролетариат не только не стал господствующим классом, но совершенно исчез и чтобы рабочие сделались материально обеспеченными и политически самостоятельными согражданами людей всех других классов. Это общая задача всех, о которых сказал Дассаль: «Мы все работники, если имеем желание быть полезными человеческому обществу».