Русская Идея

В 1917 году человечество вступило в предапокалипсическую эпоху, когда мировые силы зла опрокинули удерживавший их барьер Российской православной государственности - Третьего Рима. Большинство современников не сразу поняло это мистическое значение происшедшего. Однако к концу XX века смысл его катаклизмов, их движущие силы и конечная цель стали очевидны для всех, кто мыслит в координатах православной эсхатологии - как авторы данного сборника. Главный его вопрос: можно ли еще перед разлившимся в мире злом восстановить этот барьер - Русскую православную монархию?

Основу для этого анализа заложили церковные мыслители русского Зарубежья, писавшие о «подвиге русскости перед лицом всемирной апостасии» - в то время, когда подобные публикации были невозможны в коммунистической России. Сегодня уже российские авторы перенимают эстафету от Зарубежья, с благодарностью к предшественникам, и осмысляют происходящее в том же духовном масштабе - в котором только и можно понять как суть нового смутного времени на русской земле, так и подлинный смысл ежедневной сводки мировых новостей. Этот историософский масштаб книги придает ей ценность независимо от того, согласится ли читатель с трактовкой в ней тех или иных конкретных вопросов.

Из-за чрезвычайной важности темы авторы решили быть предельно откровенными - даже если их мнения выглядят неутешительно. Но ведь и Священное Писание говорит о том, что перед концом времен верх на земле возьмут силы зла - которые будут побеждены Самим Христом в Его втором пришествии... Близок ли уже этот конец земной истории - или здоровые силы русского народа смогут еще раз, с Божьей помощью, явить всему миру чудо воскресшей православной России, дав человечеству наглядную возможность окончательного выбора между добром и злом?

Предоставляя рукопись для печати, при ее обсуждении авторы просили отметить, что не претендуют на окончательное решение поставленных вопросов, а приглашают к размышлению над ними. Эту оговорку мы делаем тем более охотно, что бескомпромиссное отстаивание авторами православного идеала ведет их также и к бескомпромиссному отрицанию всего того, что идеалу не соответствует - порою без учета полутонов и излечимых осложнений, столь частых в реальной жизни. Отсюда и жесткая критика в церковных проблемах, которая, разумеется, не относится к тем многим православным деятелям и прекрасным русским людям, которые отстаивают ту же Истину и сопротивляются тому же злу - каждый на своем месте и в своих условиях, кто куда попал. Можно только пожелать им сил в столь важном деле.

Издатель надеется, что эта «здоровая часть Русской Церкви», как ее называют авторы, сможет отнестись к жесткому тону их критики - по-православному, без личных обид, ибо многое из того, что порицают авторы, видят все. Речь идет о серьезных проблемах, которые мешают русскому Православию развернуться в полную мощь, - и эти проблемы требуют осознания, нелицеприятного обсуждения и преодоления. Ведь и наши святые (преп. Серафим Саровский и др.) "жестко" предрекали, что перед концом времен «архиереи русские столь онечестивятся», что примут и самого антихриста... Вопрос в том, наступили уже эти времена - или еще нет. Ответом на этот вопрос, наверно, и должно определяться отношение православного читателя к критическим страницам в этой книге. Авторы ее исходят из своего эсхатологического (а не политического) видения ситуации именно как последних времен - вот причина их концентрации на анализе апостасийных недугов российского общества и Церкви, а не стремление к обличениям. И так же, как медицинскую литературу нельзя обвинять в том, что она видит в мире одни лишь болезни, так же не следует обвинять в этом и авторов данной книги. Ее можно рассматривать именно в таком "предупредительном" качестве.

Впрочем, главная часть книги (для чего она и напечатана издателем) посвящена обоснованию монархической государственности как части православного вероучения, Поэтому ознакомиться с нею будет полезно всем православным патриотам. В любом случае, все мы должны делать одно и то же: сопротивляться апостасии до конца, помня, что все в руках Божиих - как это было явлено людям в покаявшейся Ниневии...

Михаил Назаров