Русская Идея

Публикуется по изданию: А.Д.Беляев, «О безбожии и антихристе», Сергiевъ Посадъ, 1898.

В конце XIX столетия Русская богословская наука переживала период необычайного подъема: буквально все области церковного знания могли гордиться и славными именами, и глубокими оригинальными исследованиями, и подробнейшими историческими и обзорными трудами. Профессора Духовных Академий – А. И. Введенский, В. В. Болотов, Н. Н. Глубоковский, Т. В. Барсов, А. А. Дмитриевский, А. М. Иванцов-Платонов и многие другие – составляли цвет гуманитарной науки России. И среди этих знаменитых ученых достойное место занимал профессор Московской Духовной Академии Александр Дмитриевич Беляев.

Вся его жизнь была неразрывно связана с московской школой богословия: еще юношей он обратил на себя внимание одного из лучших русских догматистов профессора протоиерея А. В. Горского и тот, чувствуя приближение смерти, благословил никому еще не известного сына рязанского провинциального священника, не окончившего еще курс Академии – в свои приемники по важнейшей академической кафедре Догматического Богословия.

Новый преподаватель догматики отличался строго православным взглядом, систематическим подходом к предмету преподавания и научной смелости. Уже в 1880 г. в отзыве на первое серьезное исследование А. Д. Беляева «Любовь Божественная,– опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала Любви Божественной» проф. В. Д. Кудрявцев писал: «автор смело берет на себя задачу дать новый опыт построения догматического содержания на основании нового принципа и в новой связи». И заключает – «задача, предложенная себе автором, выполнена им с полным успехом»; при этом особо подчеркивает то обстоятельство, что «все исследование носит характер живого богословствования», а мысль автора «раскрывается живо и свободно». За этот труд А. Д. Беляеву была присвоена степень магистра богословия.

Однако, настоящим событием в церковной жизни России стал следующий значительный труд церковного ученого «О безбожии и антихристе. Том I. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста», который современники справедливо назвали «энциклопедией по вопросу о признаках и времени пришествия антихриста. В ней собрано и разъяснено все, что когда-либо писалось или думалось об антихристе, начиная со времен апостольских и кончая мнениями и толкованиями позднейших православных, римско-католических и протестантских богословов. Все это приведено под точно определенные рубрики, освещено критическими замечаниями самого автора, объединено в его собственном взгляде на этот предмет и обобщено в заключительных выводах». Рецензенты из «Церковного вестника» (№ 17 за 1899 г.) и «Миссионерского обозрения» (№ 9 за 1899 г.) в один голос сообщали своим читателям, что «книга проф. А. Беляева вполне заслуживает того, чтобы она имелась, если не у каждого священника, то непременно в каждой библиотеке. Вполне ее можно рекомендовать и светским лицам, интересующимся богословскими вопросами». За исследование «О безбожии и антихристе» Ученый Совет Московской Духовной академии и Святейший Синод Русской Православной Церкви удостоил А. Д. Беляева степени доктора богословия.

Библиография трудов проф. А. Д. Беляева поистине огромна: за долгую, почти 50-летнюю научную жизнь, он обращался почти ко всем наиболее важным и актуальным вопросам из области сравнительного, догматического и исторического богословия.

Александр Дмитриевич Беляев скончался 16 октября 1919 года, отдав русской церковной науке все сознательные годы своей многотрудной жизни.

© «Русская идея», 2000.

Профессор Московской Духовной Академии А. Д. Беляев